Христианское искусство, как отражение всех сфер человеческой жизни

Каждая духовная концепция требует материальных подкреплений. Людям проще постигать глубокие нравственные истины, осязая религиозные предметы и взаимодействуя с ними.  Наглядность позволяет достичь гармонии внешнего и внутреннего мира, когда одно дополняет другое.

Искусство, как отражение всех сфер человеческой жизни, не могло обойтись без религиозных сюжетов. Порой грань между предметом искусства и обрядовой религиозной реликвией стирается полностью.

Искусство ранних христиан

Раннехристианским искусством принято называть религиозные мотивы в культуре с момента зарождения христианства и до образования византийского искусства в VI-VII вв.

Отношение церкви к подобному всегда было сложным и противоречивым. Веяния иудаизма подсказывали, что искусство – языческая среда, Бог неосязаем и не может быть изображен. С другой стороны, традиции эллинистической культуры еще не полностью угасли и демонстрировали, что материальные предметы способны выполнять нравственно-воспитательную функцию и символизировать духовные сущности. Кроме того, Иисус явился в образе человека, соответственно, его можно было изобразить. Тоже самое справедливо по отношению к мученикам. Поэтому библейские картины – столь популярная тема у вдохновленных мастеров.

Первые религиозные сюжеты можно заметить в росписи катакомб, саркофагов, новопостроенных базилик. Они были сконцентрированы на иконах, фресках и мозаике.

Иконопись

Важнейшее воплощение христианского искусства как раньше, так и в современности -  это икона. Традиция иконописи начинается еще с момента росписи римских катакомб. Именно там на стенах были изображены лики святых, напоминающие современные иконы.

Первые, дошедшие в привычном виде до нас, иконы датируются VI в. Они выполнены в технике энкаустики, что подразумевает использование восковых красок и попытку придать изображению портретное сходство с оригиналом.

Иконоборчество в VIII в. замедлило развитие иконописного искусства, хотя в отдельных регионах иконы все же писались, но этот факт не предавался огласке.

Седьмой Вселенский Собор окончательно утвердил статус иконы, как разрешенного изображения Спасителя и святых мучеников. В ходе долгих дискуссий было установлено, что она помогает человеку лучше ощущать Божественное присутствие, а обращение молящегося к ней символизирует обращение к Богу.

С этих пор начали складываться основные каноны иконописи. Они существенно различались в традициях Востока и Запада.

Итальянские иконы стали мощным источником вдохновения для художников Эпохи Возрождения. Постепенно западное религиозное искусство свелось к другим формам, а иконопись получила широкое распространение у восточных христиан.

Иконописное искусство Византии

После ослабления влияния иконоборцев наступил македонский период в развитии иконописи. Название обусловлено правлением в то время в Византии македонской династии.

Период можно разделить на «македонский ренессанс», когда художник стремился придать изображаемому человеку естественное положение тела в манере античных мастеров и «аскетический стиль», в котором старались уйти от античности, выполняя работы схематично.

С приходом к власти последующих династий, византийская иконопись вошла в комниновский период и вернулась к классическим канонам. Здесь иконописцы стремились передать как гармоничный внешний облик, так и духовное содержание в выражении лица, изображенного на иконе. В этом стиле написана известная Владимирская икона Богоматери.

В начале XIII в. Четвертый крестовый поход принес разрушения и упадок византийской иконописной традиции. После него стилистика икон поменялась. Теперь изображения носили монументальный характер, а сюжеты стали житийные.

В это время параллельно развивалась школа иконописи крестоносцев. По их заказу византийские мастера создавали иконы, отвечающие заданным параметрам и сюжетам.

Русская иконопись

Иконопись на Руси неразрывно связана с именем Андрея Рублева, который воплощал византийские каноны, привнося в них важнейшие черты русской духовности. К сожалению, его работы почти не сохранились.

Появление иконописи хронологически относится к моменту крещения Руси. Первыми иконописцами были византийские художники, но искусство создания иконы быстро переняли мастера Ростова, Новгорода, Пскова и прочих городов. При некоторых монастырях открылись иконописные школы.

Русские иконы поражали разнообразием техник. Некоторые из них почти не отличались от византийских, другие принимали сугубо индивидуальные, присущие данной школе черты.

Мозаика

Мозаика, как вид творчества, подразумевающий создание изображения за счет нанесения различных текстур на общую основу, была популярным видом христианского искусства. Хотя создание ее требовало времени, мастерства и затрат, заказов на выполнение подобных изображений у мастеров было немало.

Широкое распространение мозаичная деятельность получила в Византии, где для создания образов использовали смальту (непрозрачное цветное стекло). Преимуществом мозаики являлась светоотражающая способность стекла, что в темных христианских храмах позволяло лучше разглядеть лик святого. Также светоотражение придавало образу живости и необъяснимого свечения. Созданию подобного эффекта способствовало использование разных по объему и плотности текстур, дополнительного рельефа, наклоны изображения.

Совершенствуя мастерство, создатели мозаики использовали все меньшие по размеру детали, делая работу более кропотливой, но результат поражал великолепием.

Образцы раннехристианской мозаики можно увидеть в базиликах Венеции или в Константинополе.

Фрески

Фрески считаются самым первым видом христианского искусства, поскольку роспись на стенах появилась сразу же после распространения этой религии. Изначально фреской называли лишь роспись по сырой штукатурке. Сейчас под это определение попадает любая настенная живопись.

Искусство фрески известно еще с античности, но расцвет его вновь обязан византийской культуре. Масштабная роспись стен вынуждала придумывать множество приемов для более удобных техник нанесения красок, для защиты изображения от трещин, придания им фактуры.

Постепенно искусство фрески распространилось из Византии в Италию, где работы проигрывали по скорости, но выигрывали в цвете, а затем в Древнюю Русь.

Самые старые примеры фресковой живописи, сохранившиеся до наших дней, можно наблюдать в церкви Санта-Мария, в Риме.

На Руси сначала приняли византийскую модель создания фресок, когда сырая штукатурка держалась несколько дней и давала достаточно времени на создание изображения. Но затем было замечено, что в процессе высыхания она хуже держит краску, поэтому желательно справляться за самое короткое время.

Для завершения работы по сухой штукатурке с красками использовался яичный желток, впоследствии замененный масляными красками, но оказавшимися непригодными для стен.

Христианство в светской живописи

Христианские мотивы в светской живописи встречаются чаще, чем сюжеты иных мировых религий. Это связано со строгостью по отношению к подобным изображениями в иудаизме и исламе. Нл более лояльное отношение христианства не всегда было таким. Оно постепенно эволюционировало от возмущения, неприятия и попытки запрета до безразличия или поощрения.

Неоднозначное отношение связано с тем, что изображение святых образов стало обязательной частью христианской религии. Определить – какое из изображений свято, а какое не имеет права на существование, сложно из-за отсутствия единых стандартов и критериев.

Расцвет христианские сюжеты в светской живописи пережили в Эпоху Возрождения. Не оправившись еще от мрачной религиозности Средневековья, но уже ощущая свежие веяния новой эпохи, художники не могли отступить от по-прежнему насущной религиозной темы. Правда, теперь они стремились открыть ее с другой стороны, приблизить к реальности. Пробудить у зрителей чувство прекрасного и тем самым показать близость к Богу.

Художники Эпохи Возрождения в религиозных картинах соединили божественные образы и сюжеты с античными представлениями о красоте и гармонии. Вдохновившись предыдущими эпохами и течениями, живописцы создали свой стиль.

Основные отличия иконописного творчества от светской религиозной живописи ЭВ:

  • иконы символизируют теоцентризм (во главе всего Бог, божественное присутствие), а на полотнах художников Возрождения царил культ антропоцентризма (в центре всего – человек);
  • в отличие от иконописцев, светские живописцы избегали строгости и условностей в своих картинах, библейских персонажей они наделяли человеческими чертами и эмоциями;
  • на светских картинах присутствует хорошо прорисованный пейзаж, в иконах он совершенно не имеет значения, поэтому не встречается;
  • разное понимание мемесиса (подражания действительности). Художники возрождения вкладывали в это понятие прямой смысл. Иконописцы пытались «подражать неподражаемому», когда подражание носит нравственный характер, а на иконе лишь образ духовности.

Наиболее изображаемой на картинах личностью стала Богоматерь. Каждый художник хотел открыть миру свое видение главной почитаемой женщины в христианстве.

Мадонны Эпохи Возрождения на протяжении многих веков представляют высокую художественную и культурную ценность, являются объектами восхищения и изучения.

Несмотря на разное отношение Вселенского Собора разных лет к религиозным картинам, одно правило неизменно: запрещено иконописцам писать светские картины на религиозные темы, также, как икона светского художника не будет соответствовать своему предназначению и не может быть канонизирована.

Не только Эпоха Возрождения обращалась к Библии за вдохновением. Во многих христианских странах художественные течения прибегали к религиозным темам. И каждая такая школа привносила в картины новые стилевые элементы, по которым порой можно определить, в православной, протестантской или католической стране создана картина.

В России христианская живопись проявилась в творчестве В.Л. Боровиковского, Ф.А. Бруни, М. В. Нестерова, И. Е. Репина, В. Г. Перова и др.

Широко известны религиозные картины А. А. Иванова, в частности – «Явление Христа народу».

Христианское искусство стало неотъемлемой частью как религиозной, так и светской жизни общества. Сложно помыслить культуру, в которой не встречались бы отголоски религии. Даже атеисты в своем творчестве порой не могли избежать отсылок к ней. Религия стала историей всего человечества, во многом определившая развитие его морали.

Христианская религия и искусство способствовали взаимному обогащению. В некоторых материально осязаемых формах искусства (иконах, храмах) воплотились важные религиозные ценности. Благодаря древним сооружениям, фрескам, иконам мы можем следить за духовной и культурной эволюцией человечества.

Видео: Иконы и фрески Древней Руси. XI — XIV вв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии

error: Content is protected !!
Adblock
detector