Святое место на Журавлиной горе — Пюхтицкий монастырь

Пюхтицкий монастырь — это святая обитель, окутанная атмосферой чуда и тайны. Это популярное место среди паломников и туристов.

пюхтицкий монастырь в эстонии

История монастыря

Создание обители связано с образом Успения Божией Матери. Согласно преданию, в Куремяэ местным жителям явилась Богородица. Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя Сергея Владимировича Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой (Журавлиной) горе был открыт православный приход и построен храм для обретенной ранее иконы.

Проект архитектора

Академик и адъюнкт-профессор академии художеств города Петербурга Михаил Тимофеевич Преображенский в 1892 году предложил генеральный план застройки обители. В основу была положена ясная и простая идея: в центре — церковь, которая собирает вокруг себя Святые ворота со звонницей и деревянные дома с келиями. Уроженец Сааремаа Александр Артемьевич Полещук руководил архитектурно-строительными работами.

В том же году возвели первые бревенчатые домики для детского приюта и келий. Чуть позже заложили из гранита и кирпича главные Святые врота, а над ними поставили деревянную колокольню. Колокола приобрели на средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства. Их отлили в Усть-Двинской крепостной артиллерии специально для монастыря в Эстляндии.

пюхтицы

Возведение и основание

Свято-Успенский монастырь расположен на вершине Богородицкой горы. Еще в XII-XIII столетиях здесь пролегал торговый путь, соединяющий Псковскую и Новгородскую земли с городами Колывань (Таллин) и Юрьев (Тарту). В те далекие времени возникли первые русские поселения в этих районах.

Католизация края началась с экспансией крестоносцев: разрушались православные храмы и часовни, все богослужения совершались на немецком языке, который эсты не знали. В 1472 году были схвачены Исидор (пресвитер Никольской церкви) с 72 прихожанами на реке Омовще во время Крещенского водосвятия, их заключили в тюрьму, а через два дня бросили под воду в Иордань.

В этом краю измученный эстонский народ увидел Божью Матерь. На месте ее явления построили обитель, в которой хотели открыть школу для девочек и домовую церковь. Ввиду многочисленных заявлений решили принять на обучение и мальчиков. Узнав об открытии такого учебного заведения, император Александр III повелел выделить тридцать тысяч рублей для создания продовольственного фонда.

Заведение размещалось в частном доме и не могло вместить всех желающих, поэтому решили построить новое здание, ориентированное специально для обучения не менее 150 детей.

В 1888 году в обитель прибыло пятеро сестер во главе с монахиней Варварой , они трудились в лечебнице для приходящих людей. Богослужения совершались в домовой церквушке Братства. В 1890 был образован самостоятельных приход при храме. Через год общину перевели на Святую гору, где они и открыли женский монастырь.

пюхтицкий монастырь

Историческая судьба

Святейший Синод назначил первой игуменьей монахиню Варвару. Ей предстояло заложить основы женской обители, построить аптеку, лечебницу и приют для сирот. С первых же дней был установлен строгий монастырский порядок. Александр III пожаловал богатые священные облачения, разные благотворители приносили в дар церковные книги, напрестольные кресты, церковную утварь.

Протоиерей Иоанн Кронштадтский сыграл большую роль в устроении храма. Он заботился об обители, присылал новых насельниц и регулярно помогал деньгами. Во время его приездов собиралось более десяти тысяч паломников и богомольцев.

Архиепископ Рижский и Митавский Арсений в 1892 году освятил первый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через три года возвели церковь во имя святых Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца. Быстро росло число насельниц, проповеди читались на двух языках (эстонском и славянском). Велась и благотворительная деятельность. В приюте обучались дети из бедных семей, в лечебнице при монастыре больные бесплатно пользовались медицинским обслуживанием и лекарствами.

Игумения Варвара I заботилась о благолепии и обустройстве храма, она сама приобретала церковную утварь и собирала пожертвования:

  1. Из Нижнего Новгорода привезена старинная икона (1782 года) с серебряным золоченым крестом на кипарисовой доске с 32 частицами святых мощей угодников Божиих.
  2. По ходатайству настоятельницы обители были пожертвованы иконы Святого великомученика целителя Пантелеймона и Черниговской Божией Матери, писанные на Святой Горе Афон.
  3. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «оделась» серебряной позолоченной ризой, отделанной жемчугом и бриллиантами петербургским мастером Андреевым.
  4. В 1893 монастырь получил в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, богато украшенное старинное Евангелие и два больших киота.

В 1894 году скоропостижно скончался один из покровителей женской общины — князь Сергей Владимирович Шаховской. В память о нем вдова построила на горе храм в честь Сергия Радонежского с усыпальницей князя. Спустя много лет она сама нашла здесь последний приют.

пюхтицы

Восстановление и реставрация

В 1897 году новой игуменьей назначена монахиня Страстного монастыря Алексия. Ее заветным желанием стало строительство трехпрестольного большого собора, но на это требовались огромные средства. Сестры развивали золотошвейное дело. За свою работу они получили золотую медаль, что привлекло заказчиков.

Игуменья Алексия направляла сестер за сбором благотворительных подаяний в Москву, Санкт-Петербург и Ригу. Женской обителью заинтересовался московский генерал-майор Иван Филиппович Терещенко, к которому пришла ездившая за сбором подаяний Анна Абрамова. Вглядываясь в снимок, он решительно высказался о намерении построить соборный каменный храм и выдать большие пожертвования.

Единственным условием стало совершение на проскомидии поминовения его самого и его родных каждый день. Завещание Терещенко выполняется до сих пор.

пюхтицкий монастырь в эстонии

Современное положение

Обитель за все время своего существования никогда не закрывалась. Она обрастала новыми зданиями и развивалась. Монахини построили уютный гостиничный комплекс, где можно отдохнуть и бесплатно получить трехразовое питание. В помещениях всегда царит идеальная чистота, а еда — удивительно свежая и вкусная.

На сегодняшний момент в храме трудятся сто двадцать сестер. В советские времена их было больше. Несмотря на острую нехватку послушниц, настоятельницы строго отбирают девушек. Часто сюда приезжают верующие на трудовые послушания, то есть отдают свои силы и время на общее благо. В обители всегда с большой теплотой и радостью принимают помощь мирян.

пюхтицкий монастырь

Месторасположение храма

Монастырь находится в северо-восточной Эстонии, в небольшом селении Куремяэ. Оно расположено примерно в 30 километрах от российской границы.

Как добраться

Из Таллина до женской обители можно доехать на автобусе, такси или личном транспорте. По понедельникам и пятницам до Куремяэ ходит прямой автобус. Дорога занимает около трех часов. Во все остальные дни потребуется пересадка.

Способы добраться из других городов:

  1. Из Москвы. Нужно сесть на поезд Москва–Таллин и выйти на станции Йыхви, а там — сесть на 116 автобус.
  2. Из Санкт-Петербурга. Можно доехать на междугороднем автобусе, который отправляется прямиком до Йыхви.

пюхтицы

Архитектура и убранство

В настоящее время Успенский собор является главным храмом монастыря.

Внешний вид

Здание представляет собой интересную архитектурную достопримечательность.

Технические характеристики храма (в метрах):

  • высота — 38,4;
  • ширина — 21,3;
  • дина — 40,5.

Изначально постройка была в виде креста, но потом к ней добавили боковые крылья, и форма сменилась на квадратную. Рядом стоят две часовни: в память святых Исидора и Николая Чудотворца. Крыша украшена центральной и боковыми башнями с позолоченными крестами на них. Четырехугольная колокольня, примыкающая к собору, постепенно переходит в острый длинный шпиль.

пюхтицкий монастырь

Внутреннее оформление

Собор является трехпрестольным.

Приделы:

  1. Главный посвящен Успению Божией Матери.
  2. Правый — преподобным Иоанну Лествичнику и Серафиму Саровскому.
  3. Левый — святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому и Николаю Чудотворцу.

Главным украшением Успенского собора является икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году монахини написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника. Этот образ пребывал с пастырем до самой его кончины.

пюхтицкий монастырь в эстонии

Святыни храма

На территории монастыря находится множество почитаемых икон, а также купель. Люди приезжают с разных стран, чтобы окунуться в святую воду.

Спасов ключ

Одной из главных святынь обители является источник ключевой воды. На нем до сих происходят удивительные исцеления людей от разных недугов.

Некоторые из совершенных чудес:

  1. При игуменье Варваре I исцелилась девочка, потерявшая зрение после тяжелой болезни. В благодарность мать оставила ребенка в монастыре на год, но потом девочка вновь начала слепнуть. Вернувшись, женщина молила о новом чуде, и просьба ее была удовлетворена. После этого она благословила свою дочь остаться в обители на всю жизнь.
  2. В тридцатые годы XX столетия храм посетила семья английского лорда. Его дочь была парализована, к источнику ее доставили на носилках. Назад девушка возвращалась уже сама. После этого все семейство приняло православие.
  3. В то же время накануне празднования Тихвинской иконы в монастырь приехал И. Г. Пинус. После службы вся его семья пошла на Спасов ключ. Раньше всех прибежал мальчик и увидел изображение Божией Матери. Вскоре подошли взрослые и тоже удостоились чудесного видения. Оно было настолько ясное, что сначала все посчитали его мозаикой на дне резервуара. Приглядевшись, люди заметили, что образ сквозной. На следующий день на источнике отслужили молебен, но изображение уже исчезло. И.Г. Пинус, пораженный чудесным явлением, построил каменную часовню вместо деревянной.
  4. В конце восьмидесятых годов XX века храм посетил один американец. Позже выяснилось, что он увез с собой маленький пузырек ключевой воды и по капельке поил ей свою больную сестру, прикованную к постели. Совершилось чудо, и девушка поправилась.

Недалеко от часовенки построили деревянную купальню. Круглый год у людей есть возможность окунуться в воды святого источника (зимой он не замерзает). Как говорят паломники, он снимает усталость и дарует душевный покой. За все время было множество случаев исцеления, в том числе и от раковых заболеваний.

пюхтицы

Икона, именуемая «У источника»

История образа связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он опекал сестер обители, словно родной отец. Помогал духовно и материально. Великий пастырь был желанным гостем, все надеялись на его поддержку и молитвенную помощь. Чудотворную икону монахини преподнесли ему в дар на день Ангела. Именно с ней связано явление Божией Матери протоиерею Иоанну. Ныне светозарный образ встречает всех входящих в собор.

пюхтицкий монастырь в эстонии

Архитектурный ансамбль

В конце XIX столетия М. Т. Преображенский занялся устройством монастырского комплекса. Он постарался расположить все строения таким образом, чтобы они не попадали на окружающую болотистую местность. Получился довольно необычный и обширный проект, послуживший основой сегодняшней женской обители.

В его состав входят:

  1. Пятиглавый Успенский собор. Возведен в 1910 году. Является главным храмом во всем комплексе зданий. В нем находятся мощи святых угодников, Владимирская икона и другие ценности. Дорога к собору проходит через Святые врата, имеющие четырехугольную форму. Они всегда открыты, поэтому существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
  2. Симеоно-Аннинская церковь. Построена в 1895 году, в ней находится трапезная. Рядом со зданием стоят известные поленницы Пюхтицы. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
  3. Сергиевская церковь. Строгий абрис и ее шатровое завершение усиливают впечатление вознесенности к небу. Удивительный по изяществу и красоте резной иконостас выполнен из светлого дуба. Привлекают внимание уникальные металлические венки с фарфоровыми цветами — последний дар князю Сергею Шаховскому.
  4. Монастырская гостиница. Здесь дают приют странникам. Три дня их бесплатно кормят и обеспечивают ночлег.
  5. Дом врача. При монастыре действовал сиротский приют и больница. С 1996 года в здании находятся архив и библиотека.
  6. Святой источник. Давно известны лечебные свойства появившегося на склоне горы водного резервуара. Со всех сторон Эстонии и близлежащих стран сюда спешат люди за исцелением и помощью.
  7. Часовня у дуба. То самое дерево, под которым была найдена икона.
  8. Хозяйственные помещения монастыря. Там располагаются рукодельные, хозслужбы и келейные корпуса.
  9. Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи и священномученика Исидора . Здесь совершается Святое Крещение взрослых и детей.

пюхтицкий монастырь в эстонии

Настоятельницы обители

Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.

Игуменьи:

  1. Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
  2. Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
  3. Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
  4. Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
  5. Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
  6. Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
  7. Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.

пюхтицкий монастырь

Паломничество в храм

В женский монастырь паломничество совершить могут и мужчины. При целенаправленном визите необходимо написать письмо на электронный адрес, указанный на официальном сайте обители.

Требуемые данные:

  • ФИО на латинице;
  • дата рождения;
  • паспортные данные;
  • место проживания;
  • консульский отдел, в котором будет оформляться виза.

Приезжающим в монастырь бесплатно предоставляются пища и проживание.

Паломничество совершается с разными целями:

  1. Для ознакомления с женской обителью и постройками, расположенными на ее территории.
  2. Для ознакомления с жизнью монахинь и внесения своего вклада в их будни.
  3. Для проверки собственных намерений и испытания сил (желающие стать монахиней).

пюхтицы

Богослужения и другие возможности посещения

Обитель доступна для простых посещений и экскурсий. Их проводят сами монахини, рассказывая историю строений и показывая их внутреннее убранство. В действующей достопримечательности проводятся церковные службы, в которых каждый может принять участие. Можно воспользоваться и предложениями туристических служб.

В экскурсионный тур входит посещение следующих мест:

  • шесть храмов комплекса;
  • кладбищенская церковь;
  • трапезная;
  • Спасов ключ;
  • мемориальный музей.

Видео

В видеоролике представлен репортаж с празднования 125-летия Пюхтицкого монастыря в Эстонии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про религию

Отзывы и комментарии