Украинский архикафедральный грекокатолический храм — собор Святого Юра во Львове

Величавый собор Святого Юра, расположенный на вершине холма на высоте 321 м, гармонично вписывается в архитектуру и ландшафт города Львова. Здание наглядно демонстрирует, как должно выглядеть европейское барокко. Влияние на архитектурный стиль не только собора, но и всего города, оказали такие европейские страны, как Польша, Австрия, Германия и Россия, под властью которых он находился за время своей истории. Забирая от каждой из властвующих стран частичку знаний и культурных ценностей, Львов превратился в уникальный украинский город с европейским колоритом и множеством достопримечательностей. Святоюрский собор стал его жемчужиной и визитной карточкой.

sobor-svyatogo-yura-16-9706215

Исторические факты и древние легенды

История Святоюрской горы и собора, возведенного на ней, уходит далеко в древность, во времена правления князя Даниила Галицкого. С именем этого правителя и связано появление города Львова. Современный свой облик собор принял только в конце XVIII в. А до этого его предшественниками были деревянная церковь и каменная базилика, которые уничтожались в результате исторических событий вокруг города Львова.

Таким образом, можно выделить три периода существования собора:

  • 1280—1340 гг.;
  • 1363—1744 гг.;
  • с 1744 и по настоящее время.

sobor-svyatogo-yura-4-4410670

Легенды возникновения

Первое упоминание о городе в летописях Галицко-Волыского княжества датируется 1256 г. Основателем стал правивший в то время князь Даниил. Тогда он налаживал межгосударственные связи и женил своего сына Льва на венгерской принцессе Констанции. Новый город князь передает во владение сына и называет в его честь — Львов. Впоследствии, уже после смерти Даниила Галицкого, Львов на некоторое время становится столицей княжества.

Именно Лев Даниилович считается основателем деревянной церкви на будущей Свято-Юрской горе.

По легенде, здесь еще на заре становления христианства, задолго до появления города, существовали монашеские кельи. В одной из них поселился волынский князь Василько, который был родным братом Даниила Романовича Галицкого. Когда-то он был великим воином и властителем, но на склоне лет стал вести отшельническую жизнь, чтобы искупить свои грехи.

По его просьбе племянник и возвел в 1280 г. деревянный храм в честь Святого Юрия (Георгия Победоносца), вокруг которого впоследствии образовался монастырь. Покровителя храма выбрали тоже неслучайно. Существует версия, что пещера, в которой обитал Василько, называлась Змеиной. Самый знаменитый подвиг в житии Святого Георгия — «Чудо о змие». Чудовище упоминается в Библии как Василиск (или Базлиск), что созвучно с именем монаха-отшельника, живущего в пещере. Сравнению с чудовищем поспособствовал и его пугающий внешний вид — худой, нечесаный и заросший, с большими густыми бровями и длинной бородой до колен. Впоследствии так и говорили: «Василиск на Свято-Юрской горе».

Проводя аналогию с легендарным подвигом, Георгия Победоносца (Святого Юрия Змееборца, как называют его в Украине) выбрали покровителем не только церкви, но и всего города Львов.

Существует еще одна легенда — что на самом деле в пещере жил настоящий змей. Отправляясь в поход со своим войском, князь Лев Даниилович встретил его на своем пути и убил. В честь этой победы над чудовищем на горе возвели храм под покровительством Святого Юрия, а гору с тех пор стали называть Святоюрской.

sobor-svyatogo-yura-13-5159649

Строительство нового каменного храма

В первой половине XIV в. на галицкие земли напал польский король Казимир III. Церковь разорили и разрушили. Единственным уцелевшим напоминанием о старой деревянной церкви и событиях тех времен стал колокол «Дмитрий», отлитый Яковом Скоры в 1341 г. Он находится в рабочем состоянии до сих пор и является древнейшим на Украине.

Спустя четверть века, в 1363 г. по проекту архитектора Доринга закладывают новую, уже каменную церковь в византийском стиле. Она представляла собой трехапсидную базилику и простояла более трехсот лет. Историки отмечают, что в это же время Дорингом параллельно возводился еще один храм во Львове — Армянский.

sobor-svyatogo-yura-5-9119326

Историческая судьба

За период своего существования стены храма повидали множество важных исторических событий. Стоит отметить, что Львов на тот момент входил в состав Речи Посполитой (Польша).

Два самых ярких события, которые имели непосредственное отношение к храму и повлияли на его дальнейшую судьбу:

  1. Брестская уния в 1596 г. — это событие привело к возникновению новой конфессии в христианстве. До Брестской унии Киевская церковь придерживалась православных традиций Константинопольского патриархата, после приняла католическое вероучение и подчинение Папе Римскому, но с сохранением византийского обряда и этно-культурной самобытности. Не все верующие поддержали этот союз, произошло разделение на сторонников унии (униатов) и православных. Началось затяжное и порой кровавое противостояние двух конфессий. В результате в конце XVII в. Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату и стала обычной епархией. А украинская церковь осталась грекокатолической (униатской), резиденцией которой в последствии и стал собор Святого Юра.
  2. Период восстания казаков 1648—1654 гг. Предводителем казачьего войска стал Богдан Хмельницкий, получивший титул гетмана (главнокомандующего) в 1648 г. Ему удалось собрать небывалое по численности войско и начать войну за независимость запорожцев. Под его командованием казачьи войска участвовали в осаде Львова. Им были заняты монастыри и соборы на подступах к городу, в том числе и храм на Святоюрской горе. В последствии здесь расположилась ставка Хмельницкого, где он принимал польских послов и проводил переговоры.

Пережив многочисленные военные действия, здание пришло в обветшалое и полуразрушенное состояние и было подвержено сносу.

sobor-svyatogo-yura-12-3443553

Современный облик и значение

В 1744 г. начинается новое строительство, которое и придало собору современный облик. Инициатором становится митрополит грекокатолической церкви Анастасий Шептицкий, а после его смерти — племянник митрополита Леон Шептицкий. Их имена увековечены в статуях украшающих фасады собора.

У проекта было два архитектора:

  1. Бернард Меретин — первый зодчий и непосредственный автор. К работам этого архитектора относятся многие львовские сооружения (например, Костел миссионеров и Костел всех Святых), однако Святоюрский собор стал главным и самым известным достижением в его карьере. Меретин умер в 1759 г., поэтому многие здания, которые он спроектировал, достраивались уже после его смерти.
  2. Клеменс Ксаверий Фесингер — последователь Б. Меретина. Став главным архитектором, он внес некоторые коррективы в изначальный проект, но это не испортило конечный результат. Важно, что при оформлении внутреннего убранства встречаются работы Фесингера как скульптора.

Официальное открытие пришлось на 1761 г., однако строительные работы на этом не закончились. Отделка фасадов продолжалась до 1772 г. Позднее здесь образуется соборный комплекс с колокольней, митрополичьей палатой и капитульными домами. К комплексу примыкает Владычий сад.

С начала своего существования комплекс принадлежал униатскому ордену василиан, а с 1816 г. здесь располагалась главная резиденция архиепископа грекокатолической церкви, а собор приобрел статус архикафедрального. Так было до 1946 г., когда по окончании Второй мировой войны Украина стала входить в состав Советского союза. Храм был передан Русской Православной церкви. Униатская церковь осталась существовать только подпольно. А в 1990—1991 гг. после перестройки УГКЦ (Украинская Грекокатолическая церковь) начала процесс возрождения и вновь вернула соборный комплекс в свои владения.

С 1998 г. весь ансамбль на Свято-Юрской горе принадлежит к всемирному наследию фонда ЮНЕСКО.

Делает честь всему комплексу еще одно событие 2001 г., когда в митрополичьем дворце остановился Папа Римский Иоанн Павел II. Он признал важность и историческую ценность этого места для религии.

В настоящее время собор является действующим, сохранившим за собой статус административного центра грекокатолической церкви на Украине. С 2011 г. униатскую конфессию возглавляет Блаженнейший Святослав Шевчук, Верховный архиепископ Киево-Галицкий, Архиепископ-митрополит Киевский.

sobor-svyatogo-yura-14-8911485

Архитектурные особенности и внутреннее оформление

Собор олицетворяет собой единение двух церквей — Римской и Греческой. Это читается в архитектуре здания и чувствуется в атмосфере, царящей на территории комплекса. Здесь — место духовного очищения и культурного процветания, где так гармонично соединяются история и современность.

Наружное оформление фасадов

Планировка основания храма представляет собой форму греческого равностороннего креста с правильной подкупольной окружностью по центру. Купол держится на высоких арках.

Особенностью собора считают расположение алтарной части на запад, а не на восток, как в большинстве православных храмов.

Наружные стены выглядят монументально и в то же время представляют собой сложную и величественную объемную композицию. По всему периметру здание украшено многочисленными пилястрами (полуколоннами), которые увенчаны каменными фонарями в стиле рококо.

К главному входу ведет двухмаршевая лестница из серого камня с ажурной колонной балюстрадой. Под ней находится искусственно созданный небольшой грот со статуей молящегося отшельника. Вершину главного фасада венчает скульптура покровителя храма Святого Юрия Змееборца. Также стоит обратить внимание на фигуры инициаторов основания собора Анастасия и Леона Шептицких, также украшающих главный фасад. Авторство принадлежит польско-немецкому скульптору Иоганну Георгу Пинзелю.

Размеры храма довольно скромные в сравнении с другими главными кафедральными соборами Европы:

  • высота — 56 м;
  • длина — 42 м.

И тем не менее внешний облик и расположение на самой высокой точке города служат подтверждением его статуса. Собор выглядит как продолжение и гармоничное завершение Святоюрской горы, объединяя архитектуру и природу в одну грандиозную композицию.

sobor-svyatogo-yura-20-6320782

Внутреннее убранство и святыни храма

Интерьер выглядит торжественно и поражает богатым убранством: высокие своды, много позолоты и разнообразных икон. Привлекает внимание нетрадиционный иконостас и украинские вышивки.

Алтарь украшен полотнами знаменитого художника XVIII в. Луки Долинского с изображением святых (Св. Николая, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца). За эти работы он удостоился всеобщего признания. Австрийский император Иосиф II во время своего пребывания во Львове наградил художника золотым перстнем в качестве поощрения за его творчество.

Помимо Долинского, известны имена других художников, трудившихся над оформлением интерьера:

  • Франциск Смуглевич — польский художник, современник Долинского («Христос Учитель»);
  • Юрий Радивиловский — автор больших работ на алтаре (1770 г.);
  • Эразм Фабиянски — краковский художник, занимался настенным рисованием в 1876 г.;
  • Михаил Осинчук — украинский иконограф, график и живописец (XIX—XX вв.).

Здесь можно увидеть много ценных и священных для верующих людей реликвий. Например, Чудотворная икона Теребовлянской Богоматери, датируемая XVII столетием. По легенде, икона мироточила в 1663 г. перед нападением турецких войск и в 1704 г., когда Львов захватил король Швеции Карл XII.

Ярким примером и достойным внимания образцом является точная копия Туринской Плащаницы (полотно, в которое был завернут Иисус Христос), освященная Папой Римским Иоанном Павлом II. Таких копий в мире насчитывается всего несколько штук. Иногда эту реликвию вывозят в другие города и страны, чтобы как можно больше верующих смогли ее увидеть. Ведь Плащаница, которая считается подлинной, хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине (Италия) и недоступна к массовому осмотру.

sobor-svyatogo-yura-21-1963948

Соборный комплекс Святоюрской горы

Собор и примыкающие к нему здания едины по времени и стилю. Вместе они создают интересный архитектурный ансамбль, который привлекает туристов со всего мира.

Парадные ворота

Особенностью ансамбля является то, что раскрывается он для посетителей постепенно. Дорога к нему лежит через двойные парадные ворота. Фронтон ворот оформлен в барочном стиле с большими декоративными вазами. Вторые ворота ведут во внутренний двор комплекса и являют собой символ единства православия и католицизма. Они украшены двумя статуями, изображающими Греческую и Римскую церкви в виде праведников.

sobor-svyatogo-yura-8-8026689

Митрополичий дворец

Отдельно стоящее здание резиденции митрополита УГКЦ являет собой памятник архитектуры второй половины XVIII в. Проектировал его Клеменс Фесингер в 1761—1762 гг., поэтому на его фасадах можно легко отличить характерные для проектов этого архитектора черты: пилястры, лепнина и декоративные вазы. Митрополичий дворец представляет собой двухэтажное кирпичное здание с акцентом на центральный ризалит, прямоугольное в основании.

Владычий сад

Проект парка создавался Бернардом Меретином одновременно с проектом собора, который в XIX в. был подвержен перепланировке с учетом актуальных направлений ландшафтного дизайна того времени. Здесь растут не только декоративные, но и плодовые деревья. Изначально предполагалось скрыть сад от посторонних глаз и оставить доступным для посещения только духовенству.

Дома капитула

Коллегия духовных лиц в комплексе имеет три корпуса: левое крыло, правое и западное. Самое раннее — левое (1738 г.), архитектор И. Единец. В 1774 г. возведено правое крыло, автор проекта К. Фесингер, и последнем строилось западное крыло (1866 г.) под руководством И. Браунзейса. Здания выдержаны в общем архитектурном стиле ансамбля, но отличаются большей скромностью в виду своего негромкого статуса.

sobor-svyatogo-yura-19-8612108

Соборная колокольня

Колокольня возведена в 1828 г. по проекту И.Гаека. Изначально это была четырехъярусная башня с кардинальским крестом на крыше, но во время реставрации в 1865 г. ее высоту уменьшили до трех ярусов. Именно здесь находится вышеупомянутый колокол «Дмитрий».

sobor-svyatogo-yura-7-7702202

Крипта

Под собором расположена усыпальница выдающихся деятелей украинской униатской церкви.

Среди них:

  • митрополит Андрей Шептицкий;
  • Иосиф Слипый;
  • кардинал Сильвестр Сембратович;
  • Владимир Стернюк и др.

Известным остается тот факт, что обнаруженные некогда в подземелье останки до 1991 г. считали принадлежавшими основателю Львова Даниилу Галицкому. Однако впоследствии выяснилось, что принадлежат они князю Ярославу Осмомыслу, жившему чуть ранее — в XII в.

sobor-svyatogo-yura-18-2649763

Богослужения в соборе

Ежедневно в соборе проводятся утренние и вечерние службы.

Божественная литургия начинается в 7:30 утра, в 9:00 — утреня, которая проводится только по будням.

В течение дня также читаются молитвы и ведутся различные мессы, затем в завершение — вечерня (начало в 18:00).

В выходные и праздничные дни служатся только Божественная литургия и вечерня.

В зависимости от дня недели Божественная литургия может иметь конкретное значение (например, на прошение, за больных, за Божье благословение, за счастливую судьбу детей и т.д.).

Более подробно распорядок богослужений и ближайших событий можно изучить на официальном сайте. Посещать храм могут как верующие, так и туристы.

sobor-svyatogo-yura-10-6217961

Где находится и как добраться

Собор Святого Юра в городе Львов величественно стоит на одноименной площади и открыт для посещения ежедневно с 7:30 утра до 20:00. Вход свободный.

Для путешественников на автомобиле адрес и координаты комплекса:

  • координаты — 49°50’17.52»N, 24°0’48.6»E;
  • адрес — г. Львов, пл. Святого Юра, 5.

На общественном транспорте на трамвае №6, который отправляется от железнодорожного вокзала, необходимо доехать до костела Святой Елизаветы и далее пешком по улице Шептицких выйти прямо к соборной площади. Время в пути 10—15 минут.

sobor-svyatogo-yura-6-7229136

Видео храма с высоты птичьего полета

Обзорный видеоролик, в котором можно посмотреть комплекс с высоты птичьего полета.