Готический собор Святого Вита в Праге: история, описание, адрес, как добраться до храма

Прага богата историческими памятниками и шедеврами архитектуры. Яркий пример — Пражский град. Это целый комплекс зданий и храмов, располагающихся вокруг 3-х дворов. Доминирующим объектом комплекса является собор Святого Вита — духовный символ чешского государства.

Собор считается второй по популярности достопримечательностью Праги после Карлова моста. Ежегодно 1,5 миллиона туристов приезжают в Чехию полюбоваться этим грандиозным сооружением. Его по праву называют жемчужиной европейской готики. Это самый большой и самый главный собор чешской столицы, здесь расположена резиденция архиепископства страны. Его стены за время своего существования обросли легендами и богатой многовековой историей.

sobor-svyatogo-vita-20-9829905

История возведения, этапы строительства

Официальное название звучит так: Кафедральный собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха. В народе оно не столь популярно, но двое других имен из названия сыграли немалую роль в становлении христианства в Чехии, и если детально изучить историю, можно узнать много интересных фактов. Этот знаменитый готический собор в Праге является третьим храмом, возведенным на одном и том же месте. Его предшественниками были: небольшая ротонда и трехнефная базилика.

Каменная ротонда

В X в. во главе страны был князь, который считался самым почитаемым правителем Чехии не только в средние века, но и является таковым до сих пор. Это покровитель чешских князей — Вацлав. А почему он стал святым, и какое отношение имеет к собору, возведенному в XIV в., расскажут исторические хроники.

Святой Вацлав

Во времена правления Вацлава в стране проходило становление христианства, шла активная борьба с язычеством. Князь, родившийся в христианской семье, сыграл в этой борьбе ключевую роль. В 929 г. он был благословлен саксонским императором Генрихом I Птицеловом, который передал ему священную реликвию — мощи (часть руки) юного сицилийского великомученика Святого Вита. В том же году по распоряжению Вацлава была возведена небольшая каменная ротонда в самой высокой точке крепости.Ее назвали именем этого христианского святого. Здесь проводились службы на латинском и славянском языках.

Вацлав погиб в 935 г. в результате заговора против него родного брата. В дальнейшем народ причислил великого князя к лику святых, как погибшего за свою веру. Его похоронили в возведенной им ротонде.

sobor-svyatogo-vita-3765540

Святой Вит

Святой Вит — юный праведник, который жил в III в. По легенде, мальчик обладал великим даром исцеления. Однажды он помог изгнать беса сыну римского императора Диоклетиана, но попал в немилость, отказавшись молиться римским языческим богам. По приказу правителя он был брошен в котел с кипящим маслом.

В XIV в. его именем стали называть удивительное, широко распространенное в средневековой Европе явление — беспорядочные и неконтролируемые импульсивные движения, напоминающие безумные танцы. Люди, которые начинали «танцевать», не могли самостоятельно остановиться: некоторые падали в изнеможении с искалеченными телами, некоторые погибали. В те времена «танцевальному безумию» приписывали демоническое происхождение, и нарекли его «пляской Святого Вита». А уже в современной медицине подобные симптомы объединили в редкое наследственное заболевание, которое имеет формальное название болезнь хорея или Гентингтона.

В католической церкви день памяти святого — 15 июня. В средние века считалось, что если сплясать в этот день около его памятника, будешь здравствовать целый год. Святой Вит почитается не только в католичестве, но и в православии как небесный патрон актеров, танцоров и студентов. Его заступничество помогает при сильных бурях, ударах молнии, эпилепсии и ревматической хорее. Еще его называют покровителем проспавших.

sobor-svyatogo-vita-3-9279069

Святой Войтех

Еще одно имя из названия готического собора в Праге — Святой Войтех (Адальберт Пражский). Этот человек был вторым епископом в стране. Строгое христианское воспитание сделало его ревностным служителем церкви и жестким бескомпромиссным критиком нравов чешского общества тех времен. Он упрекал вельмож за многоженство, злоупотребление алкоголем, работорговлю. Это привело к конфликту с правителем, и Войтеху пришлось покинуть Чехию.

Впоследствии он вновь возвращался на родину и снова покидал. В последние годы жизни Войтех совершал миссионерское паломничество в Пруссию. Его проповеди вызвали большое недовольство у язычников, и вскоре епископ погиб в результате нападения. Тело перевезли в Польшу в город Гензно и там похоронили. Спустя два года его имя канонизировали. В 1039 г. чешский князь Бржестислав I совершил поход на Польшу, в результате которого останки возвратили на родину и перезахоронили в ротонде Святого Вита.

sobor-svyatogo-vita-14-6291720

Трехнефная базилика

В 1060 г. во время правления Спытигнева II в Праге была основана епархия. И чтобы вместить всех верующих, на месте маленькой ротонды князь начал строительство более просторной базилики. Ее размеры составляли 70 м в длину и 35 м в ширину. Базилика служила как коронационный костел и место погребения княжеской семьи. Она стала главным храмом страны, и получила название от трех святых, чьи останки в ней покоились — Вита, Вацлава и Войтеха.

Этапы строительства кафедрального собора

В 1344 г. началось третье и самое грандиозное строительство на том же самом месте. Его заказчиком стал король Карл IV. Поводом для возведения храма послужило разрешение Папы Римского на создание в городе архиепископства, а также цель короля сделать Прагу самым красивым городом Европы. Но строительтво затянулось очень надолго, вплоть до XX в.

Историки выделяют три основных этапа строительства:

  1. 1344—1419 гг.
  2. 1556—1561 гг.
  3. 1873—1929 гг.

Каждый из них примечателен отдельными достижениями и известными именами.
Рассмотрим поэтапные исторические хроники за период 1344—1929 гг.

Многовековое строительство не было беспрерывным. Работать над архитектурным проектом мешали войны, нехватка средств, стихийные бедствия, природные катаклизмы. Но, несмотря на все это, настал день, когда собор предстал во всем своем великолепии, в том облике, который мы наблюдаем в настоящее время.

sobor-svyatogo-vita-4-3442635

1344—1419 гг.

Первым архитектором проекта стал француз Матиас из Арраса, который руководил строительством восемь лет. Он создал проект, заложил фундамент, но успел построить только основание стен. После его смерти на смену пришел молодой немецкий зодчий Петер Парлерж. Более сорока лет он трудился над возведением храма. Изначально Парлерж следовал чертежам своего предшественника, но затем внес свои элементы, которые позволили создать уникальный, не имеющий аналогов монумент. Стиль Парлержа называют поздней готикой. И, пожалуй, его фамилия стала самой известной из всех работавших над проектом. Карл IV поддерживал и одобрял идеи своего архитектора.

Интересный исторический факт: для Парлержа была построена огромная мастерская (размеры и расположение соответствуют Градчанской площади), в которой трудились лучшие каменщики, художники и скульпторы.

Парлержем были спроектированы такие элементы собора как Золотые ворота, башня-колокольня, алтарь, часовня Святого Вацлава, внутренние своды. Завершали работу архитектора его сыновья, но в 1419 г. строительство остановилось более, чем на сто лет.

sobor-svyatogo-vita-18-6243732

Гуситские войны и великий пожар 1541 г.

Пятнадцать лет маленькой Чехии пришлось воевать почти со всей Европой. Все началось с публичного сожжения пражского проповедника Яна Гуса. Он был искренним и набожным человеком. На его проповеди собиралось до 3-х тысяч слушателей. Он обличал и яростно критиковал безобразия в католической церкви того времени. Его последователи в дальнейшем и вели эти самые Гуситские войны. За все это кровопролитное время было совершено пять крестовых походов, и погибла половина населения страны.

Серьезный ущерб Пражскому граду нанес пожар 1541 г. Была уничтожена большая часть левобережной Праги, серьезно пострадали собор и его убранство.

1556—1561 гг.

В этот короткий период восстановлением и дальнейшим строительством занимались два архитектора: Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Они известны тем, что добавили в архитектуру собора элементы барочного и ренессансного стиля, достроили южную башню и установили на ней часовой механизм, отлили новые колокола (старые были уничтожены пожаром). На этом работы закончились из-за нехватки финансирования.

В дальнейшем серьезный урон внешнему облику и внутреннему убранству нанесли такие события:

  • восстание сословий;
  • артиллерийский обстрел Прусской армией;
  • удар молнии в купол южной башни.

sobor-svyatogo-vita-1-5378293

1873—1929 гг.

В конце XIX в. снова заговорили о строительстве собора. Несколько лет ушло на ремонт и восстановительные работы, которыми руководил Йозеф Краннер. Он удалил барочные элементы, которые не вписывались в архитектуру и нарушали общий гармоничный вид здания. Краннера сменил Йозеф Моцкер. Архитектор продолжил работу в неоготическом стиле, а также использовал сохранившиеся чертежи Парлержа. На его счету завершение западного фасада. Последним руководителем проекта стал Камил Гильберт. Бытуют разные мнения по поводу заслуг Гильберта, но в целом проведенная им работа считается вполне успешной, ведь именно ему удалось закончить шестивековую стройку и гармонизировать старания своих предшественников, чтобы все элементы собора являли собой единое целое.

sobor-svyatogo-vita-3905398

Архитектура и внутреннее убранство

Благодаря своим впечатляющим размерам, собор виден практически из любой точки Праги.

Цифры говорят сами за себя:

  • длина продольного нефа — 124 м;
  • длина поперечного нефа — 60 м;
  • высота свода — 33 м;
  • высота южной башни-колокольни — 96,5 м;
  • высота западных башен-близнецов — 82 м;
  • ширина западного фасада — 38 м;
  • диаметр окна-розы — 10,4 м.

Фасады здания украшают ажурная каменная резьба, мозаичное панно, каменные устрашающие горгульи, многочисленные рельефы и статуи, оригинальные часовые механизмы, изящная кованая решетка. Рассмотрим отдельно южный и западный фасады, а также внутренний интерьер собора.

Южный фасад

Доминирующими элементами южного фасада являются:

  1. Башня-колокольня. Самая высокая башня с панорамной площадкой на высоте 56 м. На ней можно увидеть два часовых механизма: верхний показывает часы, нижний — минуты. Чуть ниже, на уровне второго яруса расположена красивая позолоченная решетка, за которой находятся колокола. Самый большой из них (весом 16 тонн) называют «Зигмундом». Этот колокол звонит по самым важным государственным праздникам или событиям. Вокруг него сложено немало легенд.
  2. Золотые ворота. Они служили парадным входом, которым пользовались королевские семьи и высшее духовенство во время торжественных мероприятий (коронации, свадьбы, праздничные мессы). Портал украшен большим мозаичным панно из позолоченного венецианского стекла на тему Страшного суда, представляет собой тройную арку в готическом силе.

sobor-svyatogo-vita-10-5895122

Западный фасад

Нижний ярус собора на западной стороне формируют центральный и два боковых портала.

На их бронзовых дверях можно увидеть рельефные исторические сцены:

  • на средней — из строительства собора;
  • на правой — из жизни Вацлава;
  • на левой — из жизни Войтеха.

По центру второго яруса расположено знаменитое окно-роза, характерное для готических храмов. Витраж для этого окна составлялся известным чешским модернистом Альфонсом Мухой. Сюжет картины на тему сотворения мира.

По бокам от окна две 80-ти метровые башни-близнецы.

Водостоки по всему периметру фасада оформлены в виде животных, птиц и мифических существ (горгульи). В средневековье было распространено мнение, что они отпугивают злых духов.

sobor-svyatogo-vita-19-4785234

Интерьеры собора, часовня Святого Вацлава и капеллы

Интерьеры храма, аналогично фасаду, представляют собой торжество готики и не уступают по красоте внешнему облику. Внутреннее пространство разделено на три нефа огромными колоннами, которые поддерживают высокие крестообразные своды. По всему периметру помещения расположены семнадцать капелл. Обращают на себя внимание алтарь, мраморный монумент Мавзолея Габсбургов, часовня Святого Вацлава. Из капеллы Святого креста можно спуститься в подземный королевский склеп. Там же можно обнаружить остатки базилики и ротонды.

Часовня Святого Вацлава

Сокровищницей готического искусства и самым священным местом в соборе называют капеллу Святого Вацлава. Здесь покоятся останки канонизированного князя. В этой капелле молились члены королевской семьи и проходили самые важные церковные службы.

В художественном плане это самая красивая капелла. Нижний ярус оформлен фресками с полудрагоценными камнями, изображающими библейские сцены. Верхний ярус украшен живописными картинами, сюжет которых составляют сцены из жизни Вацлава. В центре дальней стены расположена скульптура князя в боевых доспехах. Небольшая дубовая дверь о семи замках в одной из стен часовни ведет в Коронную палату, где находятся королевские коронационные регалии. Самая ценная из них, святыня всех монархов чешского государства — корона Святого Вацлава времен Карла IV. Известен факт, что во время своей коронации король приложил ее сначала к черепу Вацлава, обозначая его вечным правителем Чехии. Также существует легенда об этой короне: тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Такой случай произошел во время Второй мировой войны. Государственные сокровища постоянно находятся за закрытой дверью. Для всеобщего обозрения их выставляют только в исключительных случаях.

Закрыт и доступ в часовню. Полюбоваться на ее убранство можно лишь через открытые дверные проемы.

sobor-svyatogo-vita-16-1867191

Главный алтарь

Алтарь расположен в восточной части храма. Он был спроектирован в XIX в. Йозефом Краннером. В центаральной части хора над алтарем можно увидеть скульптурную галерею основателей и строителей объекта, среди них Карл IV и Петер Парлерж. Подобная галерея — уникальное явление для европейских храмов. Некоторые приравнивают его к богохульству, ведь размещать бюсты и скульптуры светских лиц в церкви недопустимо.

По центру алтаря расположен ковчег в готическом стиле. Над ним возвышается балдахин с остроконечным завершением. Его боковые части оформлены в виде тройных аркад. В каждой из шести арок помещены небольшие домики с изображением покровителей чешских земель. По центру балдахина — распятие Христа с эмблемой пражской архиепархии.

Перед алтарем находится Мавзолей Габсбургов, оформленный большим белым мраморным надгробием с рельефным изображением короля Фердинанда I, его супруги Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II в окружении семи ангелов и статуи воскресшего Иисуса. Все трое здесь и похоронены. Мавзолей огорожен изящной кованой решеткой в ренессансном стиле.

sobor-svyatogo-vita-11-8195643

Королевская крипта

Под Мавзолеем Габсбургов есть два подземных помещения с захоронениями 16 королевских персон. Самые известные среди них: Карл IV, Вацлав IV, Рудольф II. Вход в королевскую крипту открывается из капеллы Святого Креста.

Капеллы

В католической церкви капеллы — это храмовые помещения или молельные комнаты, предназначенные для частных богослужений. Они посвящены какому-либо церковному празднику, святому или почитаемой иконе.

В соборе Свяого Вита насчитывают семнадцать капелл:

  1. Святой Анежки.
  2. Шварценбергская.
  3. Новая архиепископская.
  4. Гильберта.
  5. Святого Сигизмунда.
  6. Святой Анны.
  7. Старая архиепископская.
  8. Иоанна крестителя.
  9. Девы Марии.
  10. Святых мощей.
  11. Яна Непомуцкого.
  12. Святой Марии Магдалены.
  13. Святого креста.
  14. Святого Андрея.
  15. Тунская.
  16. Гроба Господня.
  17. Святой Людмилы.

Капеллы использовались для молитв представителями знатных семей. За эту почетную возможность пражской знатью организовывалось обустройство капеллы, приглашались художники и скульпторы, размещались мощи святых и другие священные реликвии. Здесь также можно увидеть и надгробия известных чешских деятелей. Например, в капелле Святой Марии Магдалены покоятся останки Парлержа и Матиаса. Примечательно также надгробие главного викария Пражского архиепископства Яна Непомуцкго, сделанное из двух тонн серебра.

sobor-svyatogo-vita-9-6070736

Положение собора в современной Праге

Величественный и грандиозный, восхитительный и таинственный собор Святого Вита в Пражском граде с момента заложения первого камня стал не только центром духовной жизни чехов, но и одним из самых ярких символов всей страны. В храме до сих пор проходят богослужения и католические обедни. В это время вход для туристов закрыт. В остальные часы осмотреть собор может любой желающий.

Месторасположение и советы посетителям

Есть несколько правил для посещающих:

  • запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся людям;
  • запрещается громко разговаривать;
  • запрещается трогать руками стены и предметы интерьера;
  • запрещается входить с едой и напитками;
  • мужчинам запрещается входить в головных уборах;
  • разрешается фотографировать без использования вспышки и штативов.

sobor-svyatogo-vita-2-9409150

Чтобы не полностью осмотреть достопримечательность, лучше заранее узнать рабочие часы.

В настоящее время режим посещения разделен на два сезона:

  • зимний (ноябрь—март), часы работы 9:00-16:00, в воскресенье 12:00-16:00;
  • летний (апрель—октябрь), часы работы 9:00-17:00, в воскресенье 12:00-17:00.

Найти собор в Пражском граде несложно благодаря его значительным размерам. Вход на территорию располагается в третьем дворе комплекса. Добраться можно от станции метро «Malostranska» на трамвае с маршрутом №22, 23, 41, или пешком (примерно 900 м). Остановка «Prazsky hrad». Адрес пишется так: III nadvori 48/2, Praha I.

Обзорное видео

Как следует из всего вышесказанного, богатую историю имеет не только сам собор, но и каждая его деталь. Недаром вокруг стен величественного монумента сложилось столько ярких легенд и преданий. Изучать можно долго и увлеченно, и каждый раз находить что-то новое. А лучше приехать в Прагу и увидеть его собственными глазами. Небольшое обзорное видео самое лучшее тому доказательство.