Миланский кафедральный собор Дуомо: история, описание, адрес

Миланский кафедральный собор Дуомо входит в число самых знаменитых архитектурных памятников Италии. Внушительное сооружение, расположенное в сердце города, привлекает к себе множество туристов. Храм выстроен в лучших традициях пламенеющей готики.

milanskiy-sobor-19-2775041

Храм был заложен в честь святой Мадонны, и по замыслу архитектора является местом пересечения всех городских магистралей. Это один из самых крупных соборов в Италии и Европе. Строительство велось на пожертвования знати, что было редкостью в средние века.

Предшественники собора

Сооружение стоит на особенном, священном месте. В дохристианские времена здесь поначалу располагалось кельтское святилище, потом храм, посвященный Минерве, богине мудрости и полезных открытий, а позже еще две церкви.

Кельтское святилище имело небольшие размеры. Название города происходит от латинского слова mediolanum. Оно имеет два значения: «город в центре равнины» и «святилище, убежище». Именно кельты основали Милан в VI веке до н. э.

Римляне снесли кельтское святилище и построили на его месте храм Минервы (языческое культовое сооружение). Он тоже был разрушен. В IV веке была выстроена христианская церковь Санта Текла, которая простояла до VI века.

Вторая церковь Санта-Мария-Маджоре просуществовала вплоть до XIV века, когда герцог Джан Галеаццо Висконти решил возвести вместо нее новый собор.

milanskiy-sobor-30-8140488

Возведение и основание

Возведение собора продолжалось в течение шести столетий. Началом строительства считается 1386 год. Работы велись медленно: часто не хватало средств на возведение или же разгорались споры о внешнем виде сооружения. Основное строительство завершилось в 1813 году, а украшение храма продолжалось до 1965 года.

Изначальный проект собора разработал архитектор Италии Симоне де Орсениго. Над храмом из белого мрамора также работали мастера из Франции и Германии. В 1470 году на пост главного архитектора был назначен Джунифорте Солари. Его помощниками стали Браманте и Леонардо да Винчи. Именно они совместили готику и ренессанс, в результате чего появился купол из восьми углов. Благодаря тому, что мастера принадлежали к разным школам, собор вобрал в себя лучшие традиции архитектуры.

Свою руку к возведению храма приложил и Наполеон Бонапарт: он приказал построить шпили, украшающие крышу, под его влиянием процесс возведения ускорился, к тому же, именно здесь император был коронован. Один из шпилей украшен его статуей.

В XIV веке, когда страну потрясали войны, мучили голод и болезни, строительство храма было проявлением силы Милана и его жителей. Народ беспрестанно молился Богородице и верил в светлое будущее.

milanskiy-sobor-16-3621702

Происхождение названий

Полное название собора «Санта-Мария Нашенте», что означает «Святая Мария Рождающаяся». Миланский храм сами жители называют Дуомо. Слово duomo известно с XII века, от латинского — «дом», что часто означает полное domus Dei то есть «дом Божий».

Также собор называют Базилика (basilica), что также означает церковь города. В отличие от duomo, basilica — это крупная, более красивая и богатая церковь региона.

milanskiy-sobor-3-3124402

Историческая судьба

В XVI веке Италия стала испытывать на себе влияние испанцев. Новая власть захотела использовать собор для нужд церкви: были установлены пилястры у алтаря, орган, статуя святого Варфоломея.

Бомбардировки Второй мировой войны повредили многие исторические памятники Милана. Однако храма «Санта-Мария Нашенте» разрушительная сила не коснулась.

Современное положение

Из-за огромных размеров и бесчисленного множества деталей части собора постоянно приходится обновлять. Несмотря на это, он ни на минуту не теряет своей красоты и продолжает привлекать тысячи туристов со всего мира.

milanskiy-sobor-23-7608875

Месторасположение здания

Миланский собор расположен по адресу: Duomo di Milano, Piazza del Duomo. Рядом находятся бутики и элитные магазины, галерея имени Виктора Эммануила Второго, а также самый известный в мире оперный театр Ла Скала.

Как добраться

Доехать проще всего на метро: по первой и третьей линиям до станции Duomo. При выходе из метро туристы оказываются на многолюдной площади прямо перед грандиозным памятником.

Если добираться на автомобиле, нужно помнить, что парковка в центре Милана дорогая и проблематичная: найти место непросто, оплата за один час составляет около 2 евро.

Посмотрите красивый видеоролик о храме

Архитектура и убранство сооружения

Дуомский собор в Милане вобрал в себя множество разных стилей, основным из которых является готический. Сооружение символизирует божественный миропорядок, поэтому создатели постарались придать храму величественность.

Дуомо занимает большую площадь, вторую по величине в Италии, после Севильского Собора. Внутренняя площадь составляет 11700 квадратных метров. Одновременно здесь может находиться около 40 тысяч человек. Высота — 106,5 метров, длина — 158 метров. Внутри храма размещены 52 колонны.

milanskiy-sobor-17-8001065

Внешний вид

Бело-розовый мрамор из Кандольи придает собору воздушный, легкий облик. В зависимости от времени суток материал выглядит по-разному. Интересно, что белый мрамор не использовался для строительства других религиозных сооружений в Европе.

Многочисленные детали украшают фасад:

  • резьба;
  • скульптуры;
  • шпили.

Материал был бесплатно предоставлен герцогом Висконти. Повозки с мрамором были подписаны A.U.F., то есть «для строительства». Благодаря данной надписи груз не облагался налогом. Сейчас речевой оборот «a ufo» широко распространен в городе и означает товар или услугу, которые можно получить бесплатно.

Особого внимания достойны дождевые ливники, которые строились с первых лет возведения. Они изображают разных чудищ, во время дождя из их пастей стекает вода.

milanskiy-sobor-18-8221821

Шпили собора

Крыша с огромным количеством шпилей (всего 135) делает храм узнаваемым. Она возводилась в 1404 году, но сохранилась и до наших дней. На крышу можно подняться с помощью лифта или 160 ступеней. Шпили построены в XIX веке. Каждая скульптура выполнена величайшими мастерами: тщательно проработаны черты лица, мимика, одежда, элементы оружия.

milanskiy-sobor-11-3780978

В 1769 году мастера возвели шпиль высотой в 106 метров, на котором находится бронзовая статуя Мадонны высотой в 4 метра. Она весит около тонны, выполнена из бронзы и покрыта позолотой. По указанию правительства ни одно здание Милана не должно было быть выше Святой Девы. Несмотря на то, что в городе стоит небоскреб «Пирелли», указ не нарушен — на крыше высотки находится точная копия Мадонны.

milanskiy-sobor-13-7796650

Другие изображения:

  • ангелы;
  • персонажи из Библии;
  • мученики;
  • святые;
  • мифические существа, химеры;
  • известные исторические личности: Наполеон Бонапарт, внесший свой вклад в строительство, а также русский князь Владимир Мономах, принесший христианство и просвещение на Русь.

Статуя французского императора помещена наверху одного из возведенных по его указу неоготических шпилей.

Фасад со скульптурами

Для итальянского готического стиля характерна композиция, когда западный фасад вписывается в треугольник. Собор в Милане имеет именно такую композицию. В нем наглядно применен принцип триангуляции — способа пропорционального размещения плана и фасада.

С 1609 по 1630 год при кардинале Федерико Борромео велось строительство «римского» фасада по проекту Пеллегрино Пеллегрини, доработанному впоследствии Франческо Рекини и Алессандро Биснати. В те времена в моду вошел стиль барокко. Были возведены пять врат, сам фасад поднялся до уровня нижних окон.

milanskiy-sobor-14-1154071

Со сменой архиепископа и политической ситуации в Италии строительство продолжилось уже в готическом стиле. В 1653 году из множества представленных проектов после продолжительных дискуссий был выбран вариант Карло Буцци. В него были внесены все построенные в римском стиле элементы. Все же в 1683 году прежний фасад храма снесли и на его месте построили стену для нового.

После долгих споров в 1790 году утвердили проект Феличе Соаве, это была упрощенная версию плана Карло Буцци. В 1791 году в ходе строительных работ были возведены центральное окно и балкон. Архитектор Карло Амати, назначенный Наполеоном, довел работы до логического завершения. Он еще более упростил проект фасада, на что могли повлиять как модный в то время классицизм, так и сжатые сроки.

Ранее построенные элементы были сохранены: четыре нижних окна, основные и боковые врата, колонны, делящие фасад на пять секций. Поверх них разместилась ломбардская остроконечная крыша. Стрельчатые окна были установлены в трех центральных секциях. После этого предлагалось множество других проектов по реконструкции, но ни один из них не был реализован. В итоге так и осталось фантастическое творение эклектичного вида с элементами готического, барочного стиля, Ренессанса и неоготики XIX века.

Собор насчитывает 3400 статуй:

  • святые и мученики;
  • сцены из библейских сюжетов;
  • фантастичные животные;
  • женские фигуры (схожи со Статуей Свободы в Нью-Йорке и считаются ее прообразами).

milanskiy-sobor-3837787

Внутреннее оформление

В интерьере присутствует сочетание средневековых традиций и эпохи Возрождения. При входе в храм открывается огромное пространство. Атмосферу готики воссоздают высокие своды и стрельчатые арки. Декоративные элементы храма выполнены в традициях Ренессанса.

Окна собора украшают витражи со сценами из Священного Писания. Они создавались и потом дополнялись на протяжении всего дальнейшего строительства. Самые первые датируются XV веком. Последний был установлен в 1988 году. В апсиде размещено самое большое изображение, этот витраж построили братья Бертини в XIX веке.

В храме можно увидеть:

  • житие Христа (самый старший витраж, ему более 500 лет);
  • образ святой Елены, матери императора Константина I Великого (находится над малой часовней Креста);
  • сцены из Ветхого и Нового Завета, Апокалипсиса (самые большие витражи Средневековья, которые изготовили братья Бертини).

Пол покрыт мрамором трех видов с изящным рисунком. Оттенки: красный, черный и белый. Материал специально привезли для строительства из трех уголков Италии.

milanskiy-sobor-35-4974260

Уникальные особенности храма

Над главным алтарем находится гвоздь, который по преданию был вколочен в ладонь Иисуса Христа. Этот предмет был переделан в лошадиные удила для императора. Позже Феодосий подарил святой гвоздь епископу Медиоланскому Амвросию. На его обозрение широкой публике дается лишь два дня в году.

milanskiy-sobor-33-6738403

Порфировая египетская ванная, в которой проводится обряд крещения принадлежит к IV в.

Каждые ноябрь и декабрь в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео. 54 картины, выполненные итальянскими художниками XVII века, изображают сцены из жизни архиепископа.

В конце XVIII века были установлены астрономические часы, которые отмечают полдень. Металлическая лента тянется от входа в собор через всю церковь. На ней изображены знаки зодиака. В полдень солнечный луч через отверстие в крыше падает на то созвездие, которое характерно для текущего месяца.

Меридиан также помог избежать храму разрушения: ошибки в показаниях прибора в XX веке помогли обнаружить проседание фундамента.

milanskiy-sobor-20-8757948

Богослужения и другие возможности посещения

Собор почти всегда открыт для туристов, кроме Рождества и 1 мая. Время посещений: 8.00-19.00. Смотровая площадка открыта с 9 до 21:30.

milanskiy-sobor-5-6904781

Важно помнить, что для женщин, посещающих собор, недопустимы открытые плечи и глубокий вырез на одежде.

Вход в Дуомский собор в Милане стоит 3 евро (в стоимость билета входит посещение Музея Дуомо и церкви Сан Готтардо). Дети до 6 лет могут посмотреть эти достопримечательности бесплатно. Билет для детей от 6 до 12 лет обойдется в 2 евро. Также действуют скидки для пенсионеров (старше 65 лет) и групп студентов.

В Миланском соборе Дуомо проходят богослужения и для католиков, и для прихожан русской православной церкви. Во время проведения служб многие части храма закрыты для туристов, но можно услышать величественную музыку органа.

milanskiy-sobor-24-7407555

Видео о соборе

Посмотрите видеоролик о кафедральном соборе в Милане.