Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности

Собор Святого Стефана на площади Штефансплатц является символом Вены и одной из самых главных достопримечательностей всей Австрии.

sobor-svyatogo-stefana-15-1842780

История собора

Храм расположен в центре старого города на площади Святого Стефана (Штефансплатц). Первый собор на этом месте построен в 1137—1147 годах. В нынешних границах это культовое сооружение построено в XIII—XV веках и приобрело современный вид только к 1511 году.

Возведение и основание

Епископ Пассау Регинмар совместно с маркграфом Леопольдом IV в 1137 году заложили первую венскую церковь. Через десять лет постройка в романском стиле была завершена. В 1230—1245 годах ее расширили к западу, с тех самых пор сохранилась романская (западная) стена храма с порталом и двумя башнями. Позже их перестроили в готическом стиле. Эта церковь сгорела в 1258 году.

На ее месте в 1263 году была выстроена вторая венская церковь, использовался тот же романский стиль. 23 апреля совершилось освящение собора, это событие празднуется по сей день. При Альберте I и Альберте II в 1304—1340 годах были пристроены трехнефные Альбертовы хоры — они заняли весь трансепт. Деве Марии посвятили северный неф, святому Стефану и всем святым — средний неф, а двенадцати апостолам — южный.

На месте современной южной башни Рудольф IV в 1359 году заложил первый камень новой церкви, выполненной в готическом стиле. В планах архитекторов XIV столетия стены нового сооружения ставились снаружи от уже существующей церкви, и только после этого можно было разобрать стены старой. На перекрытие свода нового храма потребовалось почти тридцать лет. В 1450 году заложили Орлиную башню.

Ее строительство прекратилось в 1511 году, когда наступили трудные времена и финансирование оскудело. Так она и осталась недостроенной до сих пор. Ее высота в два раза меньше южной, и она едва превышает 68 метров.

Существует легенда, что когда-то башни были одинаковыми. Согласно этой сказке руководящий работами по строительству башни мастер продал душу дьяволу, чтобы тот поспособствовал быстрейшему завершению дела. Когда тот помог, строитель отказался выполнять свои обязательства и разозленный дьявол обрушил половину башни.

sobor-svyatogo-stefana-5-5434738

Историческая судьба

В течение трех столетий церковь Святого Стефана оставалась приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить епископскую кафедру в Вене, а епископы Пассау (духовные владыки Австрии на то время) всячески этому сопротивлялись. Только в 1469 году была учреждена Венская епархия под давлением императора Фридриха III. В ходе этих событий собор стал кафедральным. В 1476—1487 годах композитор и скульптор Вильгельм Роллингер установил уникальные резные хоры внутри церкви, а в 1513 году в храме был установлен орган.

Мало изменили сооружение наполненные религиозными и австро-турецкими войнами XVI-XVII века. В ту эпоху в Австрии главенствовала идеология Pietas Austriaca, барочная по форме и католическая по духу, и интерьеры храма переработали в стиле барокко. Работы начались в 1647 году с нового барочного алтаря. Его изготовили Йоганн Якоб и Тобиас Покк. Два образа Девы Марии датируются 1693 и 1697 годами, два боковых алтаря установлены в 1700. После изгнания турок из-под Вены в 1722 году статус собора и епархии был повышен до архиепископского.

sobor-svyatogo-stefana-17-9182465

Восстановление и реставрация

Во время Второй мировой войны здание не пострадало при бомбардировках и выдержало первые дни советской венской наступательной операции, начавшейся 2 апреля 1945 года. Генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии при отступлении из Вены уничтожить центр города.

Приказ выполнен не был, но собор все равно пострадал: местные мародеры по 11 апреля 1945 года подожгли разграбленные лавки, а уже от них огонь перекинулся на церковь Св. Стефана. Сохранились только кафедры и ценнейшие реликвии, так как они находились под защитой кирпичных саркофагов.

Повреждения, полученные в ходе пожара:

  • кровля рухнула от огня;
  • крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь башни, в результате чего разбился;
  • интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены;
  • сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker».

На восстановление крыши организовывался сбор средств, в 1950 году ее облицевали керамической плиткой. Окончательно восстановительные работы завершились только в 1960. В восьмидесятые годы стартовал следующий этап реставрации, который продолжается и в наши дни.

Главной проблемой церкви Св. Стефана является разрушение стен и статуй. Мастера-реставраторы вынуждены постоянно заменять фрагменты камней. Усложняет процесс необходимость пользоваться оригинальными инструментами средневековья, хотя часть работ выполняют станки под управлением компьютера.

sobor-svyatogo-stefana-8-2957055

Современное положение

Сегодня это один из наиболее красивых готических храмов Европы, который жители Вены называют душой своего города. Возведенная в XII столетии, на сегодняшний день церковь является наиболее значительным и хорошо сохранившимся готическим сооружением в Австрии. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров — это третья по высоте башня центральной Европы. Венцы ласково прозвали ее Steffl.

Храм назван именем первого христианского св. Стефана — иерусалимского мученика, до смерти забитого камнями за веру. Храм стал символом многовековой стойкости. Церковь Св. Стефана в Вене расположена в историческом средневековом квартале и вмещает в себя уникальные распятия, витражи, скульптурные композиции и кафедру епископа. Вместе с тем храм известен своими катакомбами, где захоронены останки австрийских императоров.

Месторасположение церкви

Фактический адрес собора Святого Стефана: Австрия, Вена, площадь Stephansplatz, дом 3.

Места поблизости:

  • ресторан Do and Go;
  • Hotel Am Stephansplatz Vienna;
  • Дом Хааса;
  • Govienna City Apartments;
  • Wien;
  • Кертнерштрассе.

Как добраться

В Вену можно добраться на поезде или самолетом. В самом городе проложено множество маршрутов общественного транспорта, а также метро.

На нем добраться до собора нужно следующим образом: необходимо выйти на станции Stephansplatz на пересечении первой (красной) или третьей (оранжевой) линий.

Сам храм ни за что нельзя пропустить, так как он возвышается над остальными зданиями площади, и его башни видны отовсюду. На них ориентироваться можно и при пешей прогулке.

sobor-svyatogo-stefana-16-3476477

Архитектура и убранство сооружения

Романский костел, носивший имя Святого Штефана (Стефана), начали перестраивать в 1230 году. Планировалось возведение храма в позднероманском стиле. Когда случился пожар, большая часть постройки уже была закончена. Стиль храма остался готическим, но черты строения позднее менялись в ходе реконструкций. Только при Рудольфе IV Штефансдом приобрел вид, сохранившийся до нашего времени.

Внешний вид

Многовековая история отразилась на облике собора. К началу девятнадцатого столетия он настолько обветшал, что представлял собой жалкое зрелище. При восстановительно-реставрационных работах максимально старались сохранить его средневековый готический облик.

Размеры здания (в метрах):

  • высота южной башни — 136,44;
  • высота северной башни (еще строится) — 68,3;
  • высота стен боковых нефов — 60;
  • длина и ширина собора на уровне земли — 198,2×62;
  • высота сводов центрального нефа — 28.

Собор представляет собой квадратное сооружение, фасад которого состоит из ступенчатых контрфорсов и узких арочных окон. В Вене он является одним из наиболее показательных примеров позднеготической архитектуры, скульптурные оформления внутренних залов и фасада являются уникальными. Также архитектуру храма отличают узоры черепичной кровли — одна из самых ярких и запоминающихся частей храма.

История узорных крыш уходит корнями в средневековье. Узоры, надписи и даты украшали в основном главные строения Вены — соборы и ратуши. Подобная облицовка была делом дорогостоящим — многие дома в то время были покрыты и вовсе соломой.

Историки не могут назвать точную дату возникновения узоров, но уже к концу пятнадцатого столетия орнамент из разных оттенков красного покрывал крышу. Со временем в рисунки добавлялись новые узоры и цвета.

Полностью покрыть крышу пришлось после ее обрушения во время пожара 1945 года. Вместо деревянных стропил установили металлические, на новых скатах уложили черепицу. Дату окончания работ можно видеть тут же на панно с гербом — это цифры 1950. Лучше всего крышу разглядывать с башни собора.

sobor-svyatogo-stefana-7478850

Южная башня

Во времена Габсбургов ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни Св. Стефана — ее высота составляет 136 метров, на нее ведут 343 ступени. Она играла важную роль в жизни города.

При военной угрозе стражники на ней организовывали дежурство и отслеживали сверху передвижения противника, а в мирное время на ней совершалось дежурство другого рода — следили за возгораниями и начинавшимися пожарами. Раннее реагирование было особенно важным в средние века, когда весь город мог быть уничтожен от возгорания одного дома. Колокольный звон с башни оповещал о радостных событиях и несчастьях.

sobor-svyatogo-stefana-2-8701673

Северная башня

Знаменитый Ганс Пуксбаум, создатель северной башни, планировал повторить в ней формы южной, чуть больше вытягивая пропорции и меняя детали. Орлиная башня так и осталась незаконченной после его смерти. Г. Пуксбаум был также и талантливым художником: в строительной мастерской собора сохранилось около пятидесяти исполненных им рисунков. Внутри башни находится еще одна его работа — капелла Святой Барбары.

На западной стороне находится статуя Христа. Изображен он с таким выражением лица, что в народе скульптуру называют «Господь, страдающий от зубной боли». Однажды на нее пришли посмотреть несколько парней. Они стояли и посмеивались, как вдруг у всех так сильно разболелись зубы, что они не могли ни пить, ни есть, а облегчение наступило только после покаянной молитвы.

Существуют документы об отливке колоколов в XIII-XV веках. Они уничтожались пожаром, падали и раскалывались, но их снова отливали и ставили на место утраченных. К XIX веку все башни выступали колокольнями, у каждой имелся свой набор колоколов. Колокола имеют свои имена, отражающие их первоначальные функции. Самый известный — Пуммерин, символ свободы и борьбы за нее. Его отлили из трофейных пушек в 1711 году в честь избавления от турецкой осады.

Весил он двадцать одну тонну, звучал только несколько раз в году по особенным случаям. Пуммерин упал и разбился в результате разрушительного пожара 1945 года. Осколки собрали и добавили к ним еще металла — так и отлили копию. В 1952 году ее поместили на прежнее место. На текущий момент это второй по величине колокол Европы и седьмой — в мире. Он вступает в дело только несколько раз в году, как и раньше.

sobor-svyatogo-stefana-22-5489806

Исполинские ворота

Главный вход в венский собор и его портал являются самыми старыми и исторически интересными частями этого удивительного сооружения. В облике фасада сочетаются романский и готический архитектурные стили. Хоть его и перестраивали в XV столетии, в самом портале присутствуют стрельчатые и круглые арки.

Раньше главный вход открывали далеко не для всех, а только для королевских особ. Встречаются разные названия, такие как: «Большие врата», «Исполинские врата» или «Врата Гигантов», но у всех наименований один смысл — отразить огромный размер. Постройка проходила в период между 1230 и 1250 годами.

sobor-svyatogo-stefana-3-5964507

Внутреннее оформление

Здание венского собора украшают великолепные витражи. Особенно они роскошны внутри помещения. Сквозь них проникают солнечные лучи, отбрасывающие разноцветные блики. Оригинальные витражи были созданы в 1340 году, однако хранятся они в городском музее Вены, а здесь представлены туристам в виде копий.

Из оригиналов тут расположены пять витражей пятнадцатого столетия. На них изображены разнообразные сцены из Библии. Самые красивые картины располагаются непосредственно над соборным алтарем.

sobor-svyatogo-stefana-7-8060875

Скульптуры и алтари

Главный алтарь расположен в хорах, оформленных сиденьями в барочном стиле. Он сделан из черного мрамора Йоганном Якобом Поком. Над ним висят картины «Успение Марии» и «Святой Стефан, побиваемый камнями», написанные Тобиасом Поком. Другой алтарь, который называется Винер-Нойштадским, подарил император Фридрих Третий.

Скульптур в соборе очень много. В основном они относятся в XIV-XV векам. Особенно впечатляет статуя Мадонны, созданная в 1320 году. Она располагается рядом с колонной кафедры и называется «Мадонна для прислуги».

sobor-svyatogo-stefana-21-2867836

Ажурная кафедра

Является наиболее великолепным памятником позднеготического стиля Средневековья. Кафедру создал Николаус Герхардт в 1515 году. Она стоит на одной из колон, ее высота равняется четырем метрам. Мраморные перила лестницы украшают узоры из ящериц и жаб, олицетворяя символы борьбы добра со злом. Себя мастер увековечил в виде автопортрета «Оконный зевака» у подножья кафедры.

Кафедра оформлена и статуями церковных учителей:

  • Августина Блаженного;
  • Амвросия Медиоланского;
  • Иеронима Стридонского;
  • Григория Великого.

sobor-svyatogo-stefana-9-2710999

Органы

Три органа устанавливались в разные годы вместо изначального, сгоревшего в пожаре. Самый большой из них имеет четырехрядную клавиатуру и десять тысяч трубок. На службах чаще играет средний орган, расположенный около алтаря. Он имеет 55 трубочных рядов.

В венском соборе постоянно устраивают концерты классической или органной музыки, билеты на них можно купить на Площади Штефансплац или прямо в кассе собора. Чаще всего концерты идут в вечернее время, но приходить стоит за полчаса до начала мероприятия.

sobor-svyatogo-stefana-24-4999474

Усыпальницы

В отдельной комнате захоронены 72 члена семьи Габсбургов. С точки зрения оригинальности традиции погребения, члены этой монархической семьи «перещеголяли» даже фараонов Египта. Из тел фараонов тоже вынимали органы и помещали в отдельные урны, но хоронили все части тел правителей Египта в одной гробнице.

Габсбурги пошли дальше, их части тел хоронили в разных местах. Храм — традиционное место погребения внутренних органов членов монаршей семьи. Сердца и тела (без органов) хоронили в других монастырях и церквях Австрии. Собор является традиционным местом захоронения высших иерархов австрийской церкви, их тела и по сей день находят упокоение в соборе.

В самом соборе похоронены:

  1. Рудольф IV (князь, строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале — символическое, тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  2. Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта.
  3. Евгений Савойский (умер в 1736).
  4. 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела — в Капуцинской церкви, a сердца — в церкви Св. Августина.
  5. Настоятели собора.

sobor-svyatogo-stefana-18-2061535

Реликвии и святыни храма

Внутри собора находятся шесть отдельных капелл, среди них и реликварий Св. Валентина, где покоятся его мощи, черепа святых Космы и Дамиана, а также лоскут скатерти Тайной Вечери. Главная священная реликвия — Печская икона Девы Марии — является чудотворной.

Согласно легенде, когда в 1697 году принц Евгений Савойский вел битву с турками на реке Тисе, все эти полмесяца из глаз Божьей Матери на иконе стекали слезы. Будучи наслышанным о разных чудесных вещах, которые происходят у иконы, император Леопольд Первый решил перевезти эту икону в собор Св. Стефана в Вену, а в Печ оставил только копию.

sobor-svyatogo-stefana-11-7341462

Катакомбы собора

Площадь перед венской церковью в прямом смысле построена на костях. С древних времен вокруг храма велись захоронения. Считалось очень важным быть похороненным как можно ближе к собору, в самом здании хоронили только самых почитаемых. Первые упоминания о кладбище датируют серединой XII века. В XVI столетии погребения временно были прекращены. Причиной тому послужил ужасный запах, наполнявший храм, возникающий из-за разложения тел, закопанных на незначительную глубину.

Окончательно кладбище вокруг венского собора прекратило свое существование в 1732 году. Кости перенесли в подземные захоронения, так называемые новые катакомбы. Старые созданы еще в XIV веке прямо под храмом, в них хоронили королевских особ и высшее духовенство. Новые предназначались для простых людей: выкапывались отсеки на сотни тел, туда их складывали по 300-400. Когда отсек наполнялся, его засыпали и приступали к новому. Так за 60 лет было погребено 11 000 человек.

К таким простым людям относили и великих архитекторов: подобным образом был захоронен и Фон Хильдебрандт и Фон Эрлах. Моцарт, кстати, был тоже погребен в общей могиле на кладбище.

При строительных работах была открыта капелла «Виргилькапелле», относящаяся к XIII столетию. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесенной в 1871 году.

sobor-svyatogo-stefana-23-6513974

Богослужения и другие возможности посещения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются:

  • в 10:30 утра с сентября месяца по июнь;
  • в 9:30 — в июле-августе.

Посетить венский собор можно в любой день.

Для посетителей он открыт ежедневно:

  • с 6:00 до 22:00 в будни и субботу:
  • по воскресеньям и в праздничные дни — с 7:00 до 22:00.

Собор можно посетить в составе экскурсионной группы. Для осмотра и посещения открыты все достопримечательности на территории храма (сам собор, усыпальницы, обе башни, сокровищница). Возможно посещение с аудиогидом.

sobor-svyatogo-stefana-13-9293073

Видео

В данном ролике представлен краткий обзор истории и архитектуры венской церкви.