Собор Саграда Фамилия — Искупительный храм Святого Семейства Антонио Гауди в Барселоне

Одно из самых известных и значительных творений каталонского архитектора Антонио Гауди, самая посещаемая достопримечательность не только Барселоны, но и всей Испании в целом (более трех миллионов посетителей в год), ассоциативное «сооружение-визитка» страны, входящее в список мирового наследия ЮНЕСКО, – Искупительный храм Святого Семейства Антонио Гауди (кат.Temple Expiatori de la Sagrada Família).

Примечательно, что Саграду Фамилию ошибочно именуют Барселонским собором, хотя так называется другая известная церковь в готическом квартале.

xram-svyatogo-semeystva-1-6497416

История храма

Задумка архитектора

Сама идея возведения искупительного храма Святого Семейства возникла в далеком 1874 году, но только в 1881, спустя 7 лет, священнослужители Барселоны пригласили инженера для работы над проектом и на щедрые пожертвования выкупили земельный надел в районе Эшампле к северу от площади Каталонии, в те времена располагавшийся в паре километров от города (в наше время это самый густонаселенный городской район). Главным архитектором стал Франциско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano). Под его руководством 19 марта 1882 года был заложен в фундамент первый камень, и именно с этого дня идет отсчет начала строительства.

Изначально задумывалась базилика в форме латинского креста, обрезанного тремя поперечными нефами и пятью продольными. По планировке апсида включала в себя семь часовен и обходную галерею за хорами, а для соединения трех монументальных фасадов церкви был предназначен окружающий здание клуатр. Однако планам суждено было измениться, так как в конце 1882, вскоре после начала строительства разногласия по поводу оформления здания между заказчиками и дель Вильяром обострились, и он покинул проект.

Заказ перешел к одному из помощников архитектора – 31-летнему Антонио Гауди, который на тот момент являлся автором только одной постройки – цеха для отбеливания хлопка.

С его вступлением в должность связана интересная легенда. Рассказала ее искусствовед Анжела-и-Гаргальо. Однажды председателю Общества Святого Иакова (главные заказчики храма) сеньору Букабелье приснилось, как Собор Саграда Фамилия в Барселоне возводит голубоглазый блондин. Таких людей среди испанского населения довольно мало, поэтому, как только сеньор Букабелья встретил Гауди, он сразу понял: главным архитектором должен быть он.

Возможно, именно поэтому он возглавил проект, а возможно его выбрали ради экономии – известный архитектор обошелся бы заказчикам значительно дороже. Однако в последнем они прогадали. Уже в первые годы их ждали извещения о многократном превышении сметы.

xram-svyatogo-semeystva-3-5205213

Работа Гауди

Гауди предпочитал импровизировать в своих работах, поэтому на стройплощадку он вступил без какого-либо готового проекта. Говорят, он попросту не мог работать иначе. Собор Гауди в Барселоне представлялся живым существом, растущим естественно и свободно. Созданные архитектором формы восходили к чему-то существующему в природе. Именно в ней Гауди черпал вдохновение, в творениях, созданных одним художником – Богом. Он интуитивно приходил к решениям, полностью отвечавшим законам механики.

В 1883—1889 годах Гауди закончил работу над криптой, начатую его предшественником.

В храме вырос целый лес железобетонных, облицованных базальтом, песчаником или гранитом колонн с капителями в виде переплетающихся ветвей, создающих свод ажурной паутины, украшенной удивительно красивым замковым камнем с тематическим рельефом. Колонны имеют высоту 70 метров и уходят под землю на глубину 20 метров.

Никто из современников Гауди не был уверен, что свод выдержит, однако мастер соорудил уникальную конструкцию – каждая из колонн может выдержать порывы ветра до двухсот километров в час и семибалльное землетрясение.

Саму крипту окружал неглубокий ров, улучшающий доступ дневного света и охраняющий от сырости стены.

xram-svyatogo-semeystva-14-4174701

Только началась постройка неоготической апсиды, как проект получил внушительное анонимное пожертвование, и архитектор взялся всерьез переделывать проект, сохранив от него только латинский крест.

По его замыслу храм должен был получиться очень ажурным, напоминать внешне паутину, в стиле модерн. Задумывалось, что сооружение будет окружено множеством башен, устремляющихся ввысь, а все остальные декорации (внешние и внутренние) имели бы глубокое символическое значение, отражающее Евангелие или церковные обряды. Центральный шпиль церкви в виде креста по планам имел высоту 170 метров, ровно на один метр ниже высоты горы в Барселоне – Монтжуики, чтобы не превосходить совершенное творение Бога.

С большой тщательностью главный архитектор прорабатывал мельчайшие детали, удивляя строителей, ведь на такой высоте ничего не видно. На это он отвечал, что ангелы видят все.

xram-svyatogo-semeystva-9-9360477

В 1892 году Гауди начал работу над фасадом Рождества.

Задумывалось три фасада:

  • Страстей;
  • Славы Христа;
  • Рождества.

Но мастер знал, что ему не хватит жизни выстроить их все, поэтому пришлось выбирать, какой фасад возвести первым. Поскольку строительство велось только на пожертвования, мнение жителей имело крайнюю важность. Фасад Страстей сразу ушел на последний план, так как сцены распятия Христа могли испугать население. Так, в 1892 году начались работы над фасадом Рождества.

В 1895 завершились работы над неоготической апсидой с декоративными навершиями башенок и желобами водосточных труб. Вместе с тем была окончена работа над частью клуатра, украшенной богатым орнаментом, полным символизма. Соблюдалось соответствие порталу Св. Девы Розарии, завершенному в 1899 году.

В 1909—1910 место будущего главного фасада заняло временное здание школы, созданной Гауди для детей строителей. Несмотря на отсутствие несущих стен, прочность здания достигалась за счет криволинейных перегородок и кровли, что позволяло легко изменять внутреннюю планировку пространства.

В 1911 году Антонио Гауди взялся за создание проекта второго фасада, и окончательный его вариант появился только в 1923, а строительство и вовсе началось уже после его смерти. Создание набросков третьего фасада датируется началом 10-х годов двадцатого столетия.

xram-svyatogo-semeystva-5-3492642

30 ноября 1925 года закончено строительство стометровой колокольни, посвященной Св. Варнаве. В конце ноября 1926 завершилось создание всего фасада Рождества. Его стены украшали тексты Священного писания и удивительные скульптуры.

Совершенно внезапно и неожиданно для всех умер великий известный архитектор Антонио Гауди, попав под колеса торжественно пущенного первого в городе трамвая 7 июня 1926 года. Из-за ветхой одежды его приняли за нищего и долгое время не подходили оказать помощь. Когда старика наконец-то доставили в больницу, было уже поздно. Тело уже готовили к отправке в общую могилу, как одна из медсестер узнала в нем известного архитектора. Похоронили его в крипте Саграда Фамилия – храме, которому он посвятил более сорока лет и который считал главным делом своей жизни.

xram-svyatogo-semeystva-6-4796700

Строительство после смерти архитектора

Мастер, понимая, что ему не хватит жизни для воплощения всех его задумок, отошел от своих принципов и начал подготовку эскизов и чертежей для тех, кто продолжит работу после него. А о том, нужно ли продолжать работы, ходили бесчисленные и долгие споры. Ходило мнение, что храм и вовсе нужно взорвать. В итоге победили желающие почтить память архитектора.

Руководство строительством перешло Доменеку Сугранесу (кат. Domènec Sugrañes i Gras), ученику Антонио Гауди, помогавшему ему с 1902 года. За четыре года он провел ряд исследований жесткости конструкций и окончил оформление остальных фасадов здания, сохраняя стиль великого мастера, гармонично сочетавший в себе разные стили (элементы православных храмов Испании, модерна, готики, восточного зодчества, барокко).

xram-svyatogo-semeystva-9548747

Дальнейшая судьба храма

Вскоре строительство остановилось, так как в Испании началась гражданская война. В довершение бед почти все чертежи и макеты были уничтожены в ходе пожара 1936 года. Работы по отстройке возобновились только в 1952.

В 1961 в крипте открыли музей, посвященный всем аспектам – от исторических и технических до художественных и символических. В 1986 году установлены витражи с изображением Воскресения Иисуса Христа и скульптура Вознесения Господня из бронзы. Главный неф и трансепты были возведены за 1978—2000 годы.

Современное положение

Папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию 7 ноября 2010 года провел обряд освящения Саграды Фамилии и признал его пригодность для совершения церковных служб.

По сей день здание Кафедрального собора Барселоны остается недостроенным, окруженное подъемными кранами. Окончание всех строительных работ планируется на 2026 год, активное участие в поставке конструкций принимает финская компания Outokumpu.

В 2008 в Испании группа из четырехсот деятелей культуры призвали остановить работу над строительством. Они считали реставрацию оскорбительной и неумелой, устраиваемую в угоду туристическому бизнесу. Невзирая на это, работы продолжаются. Храм словно возводит весь мир – пожертвования поступают отовсюду, значительный приток средств наблюдается из Японии.

Когда над Антонио Гауди шутили и спрашивали о дате завершения возведения здания, он имел обыкновение отвечать «Не знаю. Мой заказчик не спешит».

xram-svyatogo-semeystva-2-2514512

Месторасположение церкви

Церковь расположена в испанском городе Барселона, в районе Эшампле, севернее площади Каталония по адресу Carrer de Mallorca, 401.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Храм будут венчать:

  • 12 башен на фасадах (по четыре на каждом высотой от 98 до 122 метров), посвященные 12 апостолам;
  • 4 башни в центре в честь Евангелистов по 120 метров;
  • 170-метровая башня Иисуса Христа;
  • колокольня Девы Марии над апсидой.

Башни евангелистов будут украшены скульптурами в соответствии с их традиционными символами тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Символизируя Святое Причастие, остальные башни украшены гроздьями винограда и снопами пшеницы. В ширину фундамент составляет 60 метров, а в длину – 80 метров.

xram-svyatogo-semeystva-13-8759922

Внутреннее оформление

Внутри храм встречает посетителей обилием света, витражей, «рощей» из колонн (главные несущие элементы), завершающаяся листьями и цветами и обхваченные на высоте фигурным балконом. Все внутреннее пространство рассчитано на вместимость более чем 15 тысяч человек (с учетом хора в 1200 человек). Многие внутренние детали имеют форму геометрических фигур с линейчатой поверхностью.

В склепе расположена аспида, а в ней – алтарь. Аспида состоит из 7 часовен с двумя лестницами по бокам, выходящие к трибунам. Лестницы символизируют связь между землей и небом. Внутренняя часть украшена ангельскими головами, а посередине алтаря расположен распятый на кресте Иисус. Огромные по размерам трубы органов расположены за алтарем.

xram-svyatogo-semeystva-12-5665882

Монастырь

Располагается за границами искупительного храма. Планировалось, что он будет обрамлять церковь кольцом, прерывающимся в местах ворот и апсиды. В углах монастыря сделают обелиски, каждый из которых обозначает добрые дела, посты и стороны света. На пересечениях с фасадной частью находятся двери с декоративной отделкой и молитвами, оливковыми ветвями, пальмовыми листьями и цветами.

Фасады храма

Рождества

Расположен на северо-восточной стороне, сначала построен в каталонском стиле модерн.

Фасад Рождества имеет три скульптуры добродетелей:

  • веры;
  • надежды;
  • милосердия.

Два столба разделяют три портала. Средние ворота украшены скульптурами трех королей, Иосифом и Марией с Иисусом.

xram-svyatogo-semeystva-11-7461068

Страстей

Находится на юго-западной стороне храма. Так как фасад построен значительно позже, он имеет более современный стиль. Фасад несет скульптуру Иисуса на кресте и покрыт многоугольными скульптурами. Тут же высечен и волшебный квадрат с цифрой 33, а рядом с ним скульптуры Иисуса и Иуды.

xram-svyatogo-semeystva-8-4048641

Славы

Расположен спереди на юго-восточной стороне. Начало строительных работ уже заложено. Планируется, что фасад Славы станет главным входом в храм.

xram-svyatogo-semeystva-10-9295771

Богослужения и другие возможности посещения

Желающие посетить Собор Гауди, одно из красивейших мест среди крупных городов Испании (Мадрида, Севильи, Валенсии), не уступающий известным севильским святыням и православным церквям, могут сделать это без затруднений (кроме больших очередей).

В церкви регулярно проходят богослужения, посетители допускаются в основном с 9 до 18 часов, в разные месяцы время может варьироваться. Доступны для посещения сам храм Саграда Фамилия в Барселоне, дом-музей Антонио Гауди, школа для детей строителей. В башни можно подняться за дополнительную плату (работа лифта зависит от погодных условий). Стоимость билетов начинается с 7 и доходит до 20 евро, за услуги аудиогида цена возрастает.

Как добраться

Добраться до Храма Святого семейства можно на автобусе. До остановки Sagrada Familia ходят маршруты под номерами 33, 43, 44, 51. Также к одноименной станции прибывают поезда синей и сиреневой ветки метро.

xram-svyatogo-semeystva-7-9805284

Видео о Саграда Фамилия

В данном видео представлены архитектурные особенности Саграды Фамилии.