Эчмиадзинский Кафедральный собор в Армении: история и описание церкви Эчмиадзин

В каждой конфессии (ответвлении) христианства существуют свои особо почитаемые святыни. В Армении таким местом, обязательным для посещения каждым верующим, является Эчмиадзинский Кафедральный собор. Чтобы понять, насколько это место священно для армян, можно провести параллель со Стеной плача в Иерусалиме или собором Петра и Павла в Ватикане. Поэтому древнейший город Вагаршапат, где находится собор, заслуженно относится к категории главных мировых святынь и достояний человечества.

Христианство здесь признали государственной религией одними из первых в мире, еще в IV в. нашей эры. Этот период в истории навсегда останется переломным и основополагающим для верующего населения. В это время зарождались основы армянской апостольской церкви, формировалась культура и традиции страны. Собор появился на заре религии, и имеет непосредственное отношение к самым знаковым событиям в истории государства.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-2-4558814

Древние легенды

Церковь Эчмиадзин в Армении считается первым христианским собором. Она была построена на руинах языческого храма, что символизировало собой обращение всей страны в новую религию. Имея столь почтенный возраст, место обросло легендами и преданиями, свойственными всем древним строениям.

Великий царь и первый католикос всех армян

Возведение собора ознаменовало собой ключевое событие в религиозной жизни армян. С этого момента христианство раз и навсегда стало официальным вероисповеданием.

Две главные фигуры этих событий — царь Трдат (или Тиридат) III Великий и первый католикос всех армян Григорий Просветитель.

История становления христианства берет свое начало со времен Хорсова II и наполнена мифологизированными событиями.

В III в., когда царем Армении был Хосров II (отец Трдата III) внешняя политика заключалась в противостоянии с соседней Персией. В 252 г. царь стал жертвой этого конфликта. По приказу персидского шахиншаха Шапура I правитель был убит наемником Анаком Парфянским. По горячим следам убийца был схвачен царскими воеводами и умерщвлен вместе с семьей. Волею судьбы в живых остались дети убитых: единственный наследник престола — царский сын младенец Трдат и младший сын Анака — будущий католикос Григорий.

Трдат был спешно увезен в Рим, где вырос и получил образование. Он высоко чтил Римское право, стал выдающимся специалистом в военном деле и хорошо знал языки. В 287 г. римский император Диоклетиан (известный как отъявленный гонитель христиан) признает Трдата царем Армении и помогает вернуться на родину, чтобы вступить на престол.

В то же самое время, другой выживший ребенок вместе с кормилицей проживает в Кесарии Каппадокийской, где воспитывается в строгом христианстве и при помазании получает имя Григорий Лусаворич. Неудачный брак подтолкнул Григория к решению отправиться в Рим на службу к Трдату, поскольку он желал загладить вину своего отца перед царской семьей.

Сочинения армянских историков повествуют о том, что когда Трдат III вернулся в Армению в сопровождении римских легионов, Григорий уже состоял в числе его сподвижников. Во время обряда жертвоприношения в капище языческой богини плодородия и любви Анаит Григорий отказывается принимать участие в церемонии и проповедует учение Иисуса Христа. За этот поступок и, как выяснилось позднее, родственные связи с убийцей Хосрова II его заключили в казематы для смертников Хор Вирап, где он провел в заточении 13 лет. С освобождением Лусаворича и связана первая легенда.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-10-8272282

Святая Рипсимэ и божественное исцеление царя

По преданию, в те времена вблизи Вагаршапата нашли прибежище тридцать три беглые римские монахини, которые скрывались от преследований императора Диоклетиана. В одну из них, девушку по имени Рипсимия, безответно влюбился Трдат III. После отказа выйти за него замуж и обратиться в язычество, непокорную беженку и всех ее подруг по приказу царя предали мученической смерти. Есть источники исторической хроники, в которых сообщается, что одной из монахинь все-таки удалось бежать. Ею оказалась Святая Нина — христианская просветительница Грузии, почитаемая там в лике равноапостольных.

После казни монахинь царь испытал сильное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. Он потерял рассудок, и ни один лекарь не мог его вылечить. В тоже время его сестре Хосровадухт неоднократно снится один и тот же сон, в котором она видит человека, способного помочь царю избавиться от недуга. И этим человеком оказался заключенный Григорий. От безысходности и желания вернуться к полноценной жизни Трдат соглашается освободить пленника.

Первым делом Григорий оплакал убитых царем дев-мучениц и провел похороны (позднее на этом месте был возведен храм) по христианскому обычаю, а затем с помощью проповедей и молитв исцелил царя. Тот, в свою очередь, покаялся в совершенных им языческих бесчинствах, признал единого Бога, принял крещение и объявил христианство официальным вероисповеданием. Теперь гонению подвергались язычники.

В честь ознаменования новой религии в стране царь Трдат III и Григорий Просветитель организовали строительство собора Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный». А почему первый христианский храм Армении получил такое название, расскажет следующая легенда.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-4-7674270

Огненный молот и ивовая ветвь

При выборе места для расположения храма Григорий Просветитель долго не мог определиться, постоянно возникали причины для нового поиска. Однако впоследствии ему было видение: сам Иисус Христос сошел с небес с огненным молотом в руке и указал на языческий храм, недалеко от царского дворца. Капище разрушили, и на его руинах развернулось новое строительство.

Местность оказалось заболоченной, процесс строительства шел медленно и проблематично. Тогда Единородный (божий сын Иисус Христос) явился католикосу во второй раз уже с золотой ивовой веткой и поведал о том, что место проклято нечистью, которую он должен разогнать. Григорий совершил обряд изгнания с помощью сорванной ветки ивы, и уже ничто не мешало дальнейшему возведению главного городского собора. Благодаря его видениям выбор названия случился сам собой.

А собор и на самом деле оказался построен на воде. Об этом говорит чудотворный кладезь внутри храма, глубина которого 7 м.

Верующие приходят сюда испить исцеляющей чудодейственной воды. Более того, подземные воды храма использованы древними строителями, как защита стен сооружения от частых землетрясений. Камни в основании установлены таким образом, что даже при сильных подземных толчках не дают святыне рухнуть.

Интересным остается факт, что уровень воды в колодце никогда не меняется вне зависимости от погодных условий и количества потребляемой воды.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-1355698

История реконструкций и дальнейшая судьба

Возведение первого христианского храма в Армении произошло в начале IV в. Он стал патриаршим престолом, и остается им по сей день. Но так было не всегда. За всю свою многовековую историю стены храма претерпевали значительные изменения.

V в. перенос резиденции католикосата

Свой современный облик собор принял не сразу. Изначально это была прямоугольная деревянная базилика. Даже купола не было, что типично для первых христианских построек. Спустя не один десяток лет, во времена правления князя Вардана Мамиконяна, храм приобрел крестообразную форму с куполом в центре. При этом же князе армянский Патриарший престол из Эчмиадзина (или Вагаршапата, как он назывался в то время) был перенесен в город Двин. После народно-освободительных войн с персами в 484 г. новая столица становится крупным экономическим и культурным центром государства. Но несмотря на это, Эчмиадзинский кафедральный собор в Армении превращается в богатый монастырский комплекс.

В дальнейшем духовный центр переходил из рук в руки, пока в 1441 г. не вернулся на свое историческое место. Тот период XIV-XV вв. знаменуется как эпоха кризиса Армянской апостольской церкви.

VII в. каменные фасады

В VII в., при католикосе Комитасе, храм капитально перестроили. Появились новые перекрытия, арки и новый купол — все каменное. Таким образом, были заложены очертания здания, близкие к тем, которые мы видим сегодня. Археологический анализ и изучение сводов и стен собора помогли выявить разницу строительной техники на фасадах, содержащих кладку от V до XVII вв. Ученые выделяют значительную часть, а именно, всю нижнюю зону внешней кладки до уровня 2/3 высоты, которую относят к реконструкции собора, датируемой VII в.

Святой Эчмиадзин — это не только Кафедральный собор.

Это огромный монастырский комплекс, т. к. на его территории, помимо всего прочего, располагаются еще три церкви:

  • Святой Рипсимэ;
  • Святой Гаянэ;
  • Шокогат.

Строительство этих храмов также относится к VII в., кроме последнего, его возведение датируется XVII в.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-11-9363031

XVII-XVIII вв. новое масштабное строительство

Многие нынешние формы эчмиадзинского Кафедрального собора ученые единогласно относят к периоду XVII-XVIII вв. В это время комплекс находится в центре внимания, становится объектом постоянной заботы. Его восстанавливают и обустраивают.

Основные работы заключались в следующем:

  • подстроена трехъярусная колокольня у западного входа;
  • возведены шестиколонные ротонды с трех сторон;
  • созданы фрески на внутренних стенах (художники Нагаш Овнатан и Овнатан Овнатанян);
  • отреставрирован главный купол;
  • в комплекс входят типография, трапезная, монастырская гостиница и дом католикоса.

XIX в. и новейшее время: Кавказская война и ее последствия

Во время Кавказской войны (в период русско-персидской 1804—1813 гг.) сильно пострадали окрестности Эчмиадзина. К концу XVII в. армянские общины Северного Причерноморья уже входили в состав Российской Империи. Епархии, которые находились на персидской территории, стремились избавиться от власти Персии и получить поддержку христианской православной России.

Созданные добровольческие армянские отряды сыграли немалую роль в победах русских войск в Закавказье. В 1828 г. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, и в результате Армянская Апостольская церковь, благодаря своей конфессиональной особенности, занимала особое положение в государстве при поддержке императора Николая I.

Вначале XX в. случилось знаковое событие в жизни Армянской Апостольской церкви. 12 июня 1903 г. был издан указ о конфискации церковного имущества в пользу государства. Однако католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа и в 1905 г. добился отмены грабительского указа.

Что касается строительных работ, то сюда относят появление на территории комплекса школы, ризницы (хранилище церковной утвари и священных реликвий) и каменного пруда.

В середине XX в. осуществлена также и массовая реставрация собора:

  • укреплены колонны и арки;
  • облицован свинцом купол;
  • построен новый мраморный алтарь;
  • обновлены фрески внутри;
  • уложен пол из мрамора.

Средства на реставрацию были пожертвованы президентом Армянского всеобщего благотворительного союза Алеком Манукяном. Этот человек прославился как влиятельный и богатейший бизнесмен своего времени.

С 2000 г. комплекс входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-9-8045264

Современное положение

В настоящее время первопрестольный Эчмиадзинский Кафедральный собор остается духовным и административным центром Армянской Апостольской церкви. Верховным Патриархом и Католикосом всех армян сейчас является Гарегин II.

Территория комплекса огромна. Здесь проходят церковные службы, обзорные экскурсии, обучение будущих армянских священников. Место является главной святыней страны, и очень популярно не только среди армян, но иностранных туристов со всего мира.

Посещение комплекса позволит увидеть:

  • Кафедральный собор;
  • резиденцию католикоса;
  • Духовную Академию;
  • трапезную;
  • патриаршие покои и монашеские кельи;
  • «Казарапат» (гостиница);
  • типографию;
  • ворота царя Трдата;
  • памятник жертвам геноцида армян 1915—1922 гг.;
  • многочисленные хачкары (каменные стелы с резным изображением креста) разных эпох.

Уникальное место — Духовная Академия (Духовная семинария Геворгян). Это высшее учебное заведение для желающих посвятить себя служению армянской церкви. В течение пяти лет здесь изучают языки, всемирную историю, психологию и философию. Поступившие обеспечиваются бесплатным общежитием, питанием, медицинской помощью и письменными принадлежностями. Подробности можно уточнить на сайте armenianchurch.ru.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-6-3508281

Архитектура и внутреннее убранство

Начать описание хочется с оформления центрального входа в религиозный комплекс. Это массивные ворота с четырьмя арками и символичный алтарь под открытым небом (установлен в 2001 г. к 1700-летию принятия христианства в Армении). Со стороны улицы здесь изображены основатели эчмиадзинского храма — Трдат и Григорий.

Непосредственно собор внешне представляет собой пятиглавый храм крестообразной формы с главным куполом, часовней и тремя ротондами на шести колоннах по периметру. Основная часть здания выглядит монолитной с небольшими и немногочисленными оконными проемами. Воздушности экстерьеру придают как раз постройки второго уровня — ротонды и центральный купол, украшенный каменный резьбой. Пышным убранством выделяется и колокольня.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-5-9263522

Отличительной чертой архитектуры собора выделяют наличие трех алтарей — центрального, северного и южного. Центральный алтарь (Алтарь Сошествия) здесь представлен больше как священное место — именно сюда ударил огненный молот Христа в видении Григория Просветителя. Остальные два используются для проведения церковных служб и обрядов.

Внутренняя отделка относится к XVIII столетию, но в советское время уже проводилась реставрация настенной росписи. Помимо многочисленных орнаментов, здесь можно увидеть фрески со сценами из святого писания, портреты святых и апостолов (всего их 120).

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-8-3788656

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Отдельного внимания заслуживает богатый, как в прямом, так и в переносном смысле музей с уникальными экспонатами. Помимо щедро украшенных драгоценными камнями предметов одежды, интерьера и золотых и серебряных ритуальных объектов, здесь можно увидеть копье Лонгина и мощи Ноева ковчега, древние монеты и священные рукописи и еще много интересных и священных для верующего человека экспонатов.

Каждый экспонат имеет определенное значение. Например, копье Лонгина (пронзившее Христа) и десница Григория Просветителя используются для обряда освящения миро, который здесь проводят раз в семь лет. Миро — это специально приготовленное ароматическое масло, которое используют для помазания тела человека во время священных таинств. Готовятся священнослужители к обряду за сорок дней. Котел с оливковым маслом ставится на алтарь, где проводятся обряды и молитвы. Отдельно готовятся отвары из 44 трав и бальзам. В торжественный день все компоненты смешиваются воедино и перемешиваются тремя святынями — животворящим крестом, десницей Святого Григория и копьем. Считается, что благодаря этому ритуалу в миро добавляется частичка крови Иисуса Христа. 180 литров масла делится между всеми приходами республики и используется в течение семи лет до следующего торжественного обряда.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-1-2465064

Практические советы посетителям

Современное название города, где расположен монастырский комплекс — Вагаршапат (с 1992 г.), но в обиходе и на дорожных указателях может быть использовано предыдущее название Эчмиадзин. Это четвертый по величине город в стране. Из Еревана сюда можно доехать на автобусе №203 с автовокзала «Киликия». Время в пути без пробок примерно 25 мин. Автобусы ходят с раннего утра до позднего вечера. Если добираться на автомобиле, то нужно ехать по междугородной трассе М5 в сторону Araratyan Street. Координаты для GPS: 40.161821; 44.291035.

Часы работы:

  • собор — ежедневно 7:00-20:00;
  • музей — ежедневно 10:30-17:00.

Поскольку это действующий храм, вход на территорию свободный. А вот для посещения музея требуется купить билет.

Видео о соборе

В видеосюжете показана главная армянская святыня.