Величайшие храмы Франции: Амьенский кафедральный собор

Амьенский собор — один из самых ценных образцов готической архитектуры в Европе. Это красивейшее здание находится на видном месте в районе, который жители прозвали «цветной долиной Франции».

amenskiy-sobor-4-8204633

Храм был воздвигнут в честь Святой Марии (Holy Mary). Известно и другое его наименование — Собор Амьенской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame d’Amiens), но большинство людей предпочитают называть его просто Амьенским. Это один из крупнейших готических храмов во всем мире и самый большой собор в Европе.

Возведение и основание

История основания корнями уходит в XIII век, когда в Амьен вернулись крестоносцы, забравшие с собой одну из византийских реликвий, разграбив Константинополь. К святыне сразу же проложили тропу паломники. Торговый город Амьен неожиданно для себя стал важным религиозным и культурным центром в Средневековье.

Сохранилось мало информации о зданиях, которые стояли здесь ранее. Вероятно, сооружение находится на месте более древних святынь, занимавших северо-восточный угол каструма (укрепленного римского лагеря). На рубеже IX и Х веков норманны опустошили первоначальную церковь. Отстроенную на прежнем месте Романскую базилику уничтожил пожар 1137 года, однако ее без промедления восстановили.

Спустя 15 лет в 1152 году архиепископ Реймсский торжественно освятил новый храм. В 1193 году в нем проходила церемония венчания Ингеборги Датской и Филиппа Августа. Очередной пожар вновь уничтожил здание спустя всего лишь 25 лет.

В декабре 1206 года в Амьен была доставлена частица черепа святого Иоанна Крестителя. Ее передали епископу де Жерберои. Реликвия хранится в храме до сих пор. Новая церковь простояла всего шестьдесят шесть лет. В 1218 году молния ударила в шпиль колокольни. Крыша загорелась мгновенно, и охваченное огнем здание обрушилось. Еврар Фуюа, епископ города, задумал восстановить собор, сделать его более красивым и просторным. Он мечтал возвести культовое сооружение, которое будет отличаться от других христианских храмов.

amenskiy-sobor-6324407

Историческая судьба

В Верхнем городе издавна находится епископский квартал. Установить точное местоположение романского собора уже не представляется возможным. Вероятно, его остатки пропали во время закладки глубоких фундаментов готического храма. Для строительства нового здания потребовалось перенести церковь святого Фирмина-Исповедника. Богадельню, стоявшую поблизости, перевели в Нижний город.

Лишь в 1220 году епископ Амьенский Эврар де Фуйуа освятил начало строительства. Раньше территория города была немного расширена: на востоке и юге были отодвинуты крепостные стены. Строители использовали увеличившееся пространство. На нем запланировали построить алтарь невиданных размеров (в трансепте 145 метров длиной и 70 метров шириной).

Чтобы продолжить строительство, возникла необходимость разобрать церковь, занимавшую место, отводившееся для северной части трансепта. Возведению северной башни фасада мешала центральная городская больница. Амьенский храм начали строить с его внутренней части, вопреки всем правилам. Сохранившиеся летописи подтверждают, что за счет хора старой романской церкви временно продолжили собор Амьенской Богоматери.

После смерти епископа Эврара в 1222 году удалось лишь частично закончить фундаменты здания. Только к 1233 году завершили неф.

Позже, в 40-е годы XIII века, строительство замедлилось из-за нехватки средств. Затем работы пошли гораздо быстрее, несмотря на сложности с возведением кровли. В 1269 году по оси центральной апсиды установили великолепный витраж, преподнесенный Бернаром из Аббевиля.

Считается, что строительство собора завершилось в 1269 году установкой витража. Однако известна и другая дата. Ее высекли на центральном камне лабиринта, выложенного на полу посреди главного нефа.

Этот памятный камень, установленный в 1288 году, отмечает окончание строительства.

В настоящее время оригинал камня находится в музее Пикардии. На нем начертаны имена строителей собора. Трое мастеров трудились над возведением собора. Первым работал Робер де Люзарш, выходец из Иль-де-Франс. Его сменили Тома, а затем Рено де Кормон. Вероятно, оба они были уроженцами Пикардии.

amenskiy-sobor-12-5617535

Реставрация здания

Масштабное восстановление здания началось в XIX веке. Работой руководил французский архитектор и реставратор Виолле-ле-Дюк. Этому делу он посвятил 25 лет своей жизни. Виолле-ле-Дюк добавил крытый проход на вершине большого фасада. Так он объединил две башни.

Собор частично был разрушен летом 1918 года во время нашествия немецких императорских войск на западе. По убедительной просьбе папы Бенедикта XV, вражеские войска прекратили штурм собора. Остается необъяснимым тот факт, что во время ожесточенных бомбардировок весной в 1940 году церковь не пострадала.

amenskiy-sobor-1-3847259

Современное положение

Кафедральный собор в Амьене стоит в одном ряду с Реймским и Шартрским. Его длина составляет 145 метров, а ширина — 70 метров, высота свода — 42 метра. Говоря о величине собора, любят упоминать, что в Амьенском Нотр-Дам поместятся два парижских.

Амьенская церковь дважды отмечена как объект всемирного наследия ЮНЕСКО: в 1986 году — за выдающуюся архитектуру и в 1998 году — как этап паломнического пути в Сантьяго-де-Компостеллу.

Часть черепа Иоанна Крестителя — главная святыня собора. В соборе также хранятся мощи Фирмина Пикардийского.

С 1 декабря по 1 января храм в рамках светового шоу освещают очень красивые огни. Магические тени, музыка и играющий свет дополняют вечернюю обстановку. Пока длится шоу (в течение 45 минут) можно наблюдать великолепное зрелище: разноцветную подсветку и цветной фасад Амьенского храма. На эту игру света и тени, безусловно, стоит посмотреть. Помимо самого фасада, одна за другой освещаются скульптуры, расположенные на западном фасаде Амьенской церкви.

Во время Второй мировой войны Амьен был сильно разрушен. Церковь вышла из всех бомбардировок практически невредимой. Считается, что без заступничества высших сил здесь не обошлось. Несмотря на давность строительства, собор и сегодня впечатляет своими размерами и восхищает красотой своих готических фасадов и внутренним интерьером. С башен Амьенского храма открывается впечатляющий вид на город и прилегающую к собору территорию, изрытую каналами еще древними римлянами.

amenskiy-sobor-3-5101629

Месторасположение церкви

Фактический адрес: 30 Place Notre Dame, Амьен, Франция. Само здание граничит северо-восточной стороной с городским парком Эвеше, с которого на здание открывается прекрасный вид.

Как добраться

Добраться на машине из Парижа можно по автотрассе A16 или A1, съезд Roye.

Можно добраться и на общественном транспорте или пеших ходом. В этом случае, потребуется пройти всего 400 метров от центра города.

Вообще, попасть к собору можно из любой части города, так как его прекрасно видно. Посетить собор и большую часть его пристроек можно самостоятельно, но лучше воспользоваться экскурсионным направлением, так как каждая часть собора имеет свою историю и особенности, которые известны только экскурсоводам и служителям церкви.

amenskiy-sobor-14-8309286

Архитектура и убранство сооружения

Кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен по своему объему (200 000 кубических метров) и величию превосходит все готические соборы страны.

Внешний вид

Для возведения Амьенского храма образцом послужил Шартрский. Здание представляет собой трехнефную базилику с большой хоровой частью и широким трансептом. Венцом капелл окружена хоровая часть церкви. Их число доходит до семи. При этом средняя из них сильно выдвинута вперед. Трансепт имеют три нефа. Как в Шартре, центр средокрестия совпадает с серединой здания. Но он несколько отличается от Шартрского.

Эта церковь является самой большой из всех находящихся во Франции:

  • длина ее равна 118 метров (внутри);
  • средний неф в высоту достигает 42,3 метра;
  • отношение между шириной среднего и боковых нефов главного «корабля» составляет 9:14, как и в Реймсе;
  • травеи боковых нефов имеют прямоугольную форму (примерно 9×7 м);
  • ширина среднего нефа составляет 14 метров.

Интерьер в Амьенской церкви является единым. Он плавно раскрывается вглубь, ввысь и во все стороны. Композиция среднего нефа очень проста: общую высоту его делит на равные части карниз первого яруса. Высоко поднятая продольная арка занимает нижнюю половину. Ее замковые корни расположены на высоте 18 метров.

Около 1366 года была возведена Южная башня, а Северная — в 1401 году. Даже по нынешним меркам готическая архитектура этого здания остается непревзойденной.

Амьенский храм вместе с Шартрским и Реймским образует Святую Троицу церквей Франции. По результатам голосования они названы классикой XIII века и высокой готикой.

Архитектурный план церкви похож на другие готические сооружения Средневековья. Сегодня у посетителей есть уникальная возможность подняться на западную башню, находящуюся на крыше здания, и насладиться оттуда потрясающим видом на французские города.

amenskiy-sobor-7-1846407

Врата собора

Центральный вход в церкви Амьена был назван Вратами Страшного суда. Его стены украшены различными религиозными сценами, изображающими воскресение проклятых, мертвых и спасенных Богом, апокалипсического Сына, из рта которого выходят два меча и др. Находящиеся у западной стены врата с правой стороны посвящены Деве Марии. Именно она является покровительницей Амьенского храма. Святому Фирмину, первому амьенскому епископу, посвящены врата этого фасада с левой стороны.

Западный фасад

Очень гармонично выполнена западная часть фасада. Здесь имеется две башни, три входа и три соответствующих уровня высоты. Треугольный стрельчатый фронтон располагается над каждым из входов. В центре он оформлен в виде листика клевера. В боках оснований находятся скульптуры фантастических существ. Статуя ангела венчает фронтон центрального входа.

По первому проекту был создан внутренний фасад, позднее его изменили и скрыли хором. Внешняя сторона западного фасада имеет глубину шесть метров. При возведении фасада учтено повышение нефа на больших стойках. Еще выше находится полог, «галерея звонарей». Над ней высится вторая галерея из тонких ажурных аркад. За ними расположена терраса, которую прозвали «палатой музыкантов».

amenskiy-sobor-5-7388178

Внутреннее оформление

Внутренне пространство здания разделено на три яруса:

  • окна;
  • галереи-трифория;
  • сводчатая галерея.

В церкви прекрасное освещение. В ней находится множество высоких стрельчатых окон и одно великолепное окно-роза, расположенное в центре западного фасада.

Внутренне убранство сочетает в себе барочные и готические элементы. В оформлении храма принимали участие многие скульпторы, в том числе и знаменитый Жан-Батист Дюпьи. Узорчатой барочной решеткой обнесен готический амвон. Построили новый алтарь, обрамленный скульптурной группой, которая занимает практически всю апсиду.

«Трон Истины» располагается с северной стороны здания. Скульптурную композицию составляют три изображения основных христианских добродетелей, которые поддерживают трон. На нем восседает ангел, указывающий на небо. Данная композиция подвергалась острой критике в XIX веке. Но вместе с тем невозможно отрицать ее художественную ценность и великолепное исполнение.

amenskiy-sobor-8-4371266

В середине XVIII века было окончательно оформлено большинство боковых капелл. В них присутствуют элементы барочной скульптуры и живописи. Достопримечательностью интерьера является и пол, покрытий плитами с изображением самых разнообразных сюжетов. Среди них находится лабиринт, реконструированный в XIX веке по эскизам XIII столетия.

Изначально он задумывался как испытание для паломников, желающих поклониться святым мощам. Им необходимо было придерживаться линий орнамента, высеченных на поверхности пола. Только так можно было добраться до капелл. В самом центре лабиринта — каменная плита с выгравированной историей возведения храма. Именно в этом тексте раскрыты имена архитекторов, принявших участие в строительстве удивительного сооружения.

amenskiy-sobor-11-4508654

Скульптуры

Амьенский Храм наполнен благостным звучанием. Мягкий радужный свет, просеянный цветными витражами, отбрасывает переливчатые блики на средокрестие в центре зала. Изящность линий фасада подчеркивает обилие скульптур на библейские темы. Их общее количество составляет примерно 4500 штук. В пропорциях статуй заложено стремление к реализму и психологической выразительности.

Скульптура «Золотая Мадонна» является исключительной по своей утонченности и красоте. Ее называют «настоящим бриллиантом в диадеме». В солнечных лучах эта скульптура излучает умиротворенное сияние. Мастер в этом творении выразил наивность, красоту и душевную чистоту. Над Мадонной парят фигуры апостолов.

В центре среднего портала находится фигура Христа. Она выделяется величавой красотой и своими правильными пропорциями. Иногда ее называют «прекрасным Богом Амьена». Множество медальонов украшает цокольную зону порталов. В них находятся рельефы с месяцами года, знаками задика и др.

amenskiy-sobor-6-9091602

Святыни храма

Амьенский собор во Франции захватывает дух всех пришедших. Внутри храма находятся мощи Иоанна Крестителя. Голова этого святого заботливо хранится в стенах церкви как источник исцеления. Реликвия является главной целью паломничества многих верующих.

По словам старожил, именно из-за этих мощей здание осталось невредимым во время бомбежек: снаряды меняли траекторию, приближаясь к стенам, и пролетали мимо. Во время празднования Рождества тысячи прихожан собираются под сводами Амьенской церкви. Многие из них приезжают сюда из различных стран.

amenskiy-sobor-10-7074595

Богослужения и другие возможности посещения

При желании можно посещать Амьенский храм в свободной форме, так как он является одним из туристических французских достопримечательностей, даже несмотря на то, что он действующий и является главным собором местной епархии.

Вход открыт с 8-15 до 17-15 (с апреля по конец октября — до 18-15). На площади перед храмом находится информационное бюро, в котором следует обзавестись картой города. Церковь открыта для прихожан ежедневно с 08.30 до 17.15.

«Туристическое» посещение собора (собор, сокровищница и башни) проходит так:

  • здание открыто ежедневно, кроме вторника и воскресного утра;
  • апрель, май, июнь и сентябрь экскурсии совершаются в 15.00 и в 16.30, за исключением субботы и воскресенья;
  • июль и август — экскурсия в 11.00, свободное посещение — с 14.30 до 17.15;
  • октябрь—март — экскурсия проходит в 15.45.

Собор закрыт для посещений в следующие дни: 1 января, 1 мая, последнее воскресенье сентября и 25 декабря. При посещении уточняйте подробности.

amenskiy-sobor-9-9033441

Видео описания храма

В данном ролике представлен обзор Амьенского храма.