История, стиль архитектуры и внутреннее убранство Пизанского собора

«Падающая», или Пизанская башня известна во всем мире. Вряд ли найдется человек, который не слышал о сооружении со столь явными инженерными просчетами. Но далеко не каждый знает, что это не что иное как колокольня Пизанского собора (Duomo de Pisa), история которого началась на 100 лет раньше. Архитектурный ансамбль на Площади чудес (Piazza dei Miracoli), который помимо башни и собора дополняют Баптистерий и кладбище Кампо-Санто, не обойдет стороной ни один турист, оказавшийся в итальянском городке Пиза. С 1987 г. площадь находится под охраной ЮНЕСКО, чем еще больше привлекает туристическую братию.

pizanskiy-sobor-16-5022222

Исторический экскурс к созданию проекта

Ансамбль мировой известности с башней и собором расположены в древнем итальянском городке Пиза, что на берегу реки Арно. Историкам до сих пор достоверно не известно, когда и кем он был основан. Первое упоминание приходится на 180 г. до н. э., когда Пиза становится главным военным портом Римской империи. Удобное месторасположение позволяло эффективно защищаться от врагов и вести активную международную торговлю. Пиза набирала мощь и постепенно становилась влиятельной морской державой. Максимальный расцвет приходится на период X-XI вв.

Другой великой республикой того времени являлась «королева Адриатики» — Венеция, которая также вела развернутую торговлю и имела внушительный военный флот. Именно тогда между ними зародилась здоровая конкуренция, в результате которой в городе появился собор в честь Успения Святой Девы Марии. Задачей архитектора было создать проект, символизирующий размах международных торговых связей и не уступающий по красоте и величию венецианскому собору Сан Марко.

pizanskiy-sobor-1-5899839

Проект по новому архитектурному стилю

От многочисленных и успешных военных походов в республике появились средства, достаточные для возведения архитектурного шедевра. В частности, к тому периоду относятся знаменитая военная кампания против сарацинов в Палермо и захват Балеарских островов. 1063 г. стал началом строительства — за дело взялся Бускето ди Джованни Джудиче. По плану прославленного зодчего здание представляло собой пересечение 3-хнефных базилик, образуя равносторонний греческий крест, стены которого облицованы мрамором белого и серого цветов.

Ему удалось гармонично смешать различные стили архитектуры:

  • византийский;
  • ломбардский;
  • романский;
  • мавританский;
  • исламский.

Таким образом, Бускето стал родоначальником нового направления в зодчестве. Впоследствии его назвали «пизанский романский стиль». А храм и весь комплекс Площади Чудес в целом стали его эталоном.

pizanskiy-sobor-1034669

Завершение строительства

В 1118 г. собор был освящен понтификом Геласием II, который был родом из Пизы и принадлежал к семейному клану Каэтано.

Но строительство на этом не закончилось. Приемником Бускето стал другой архитектор Райнальдо. Он проектировал фасады и удлинил центральный неф здания. Теперь кафедральный собор приобрел форму католического креста. Работы по оформлению экстерьера для того времени провели очень быстро, и к 1180 г. они были завершены.

pizanskiy-sobor-3-3502176

Пожар 1595 г., реставрация

Площадь, где расположился собор, была сердцем города. Здесь во всю кипела повседневная жизнь пизанцев. Религиозные торжества и важнейшие гражданские церемонии также проходили у мраморных стен. Но стоит отметить, что уже в XIII-XIV вв. близился закат процветания республики.

Все началось с поражения от войск Генуи в 1284 г. и разрушения порта, который впоследствии так и не восстановили. Торговля замерла, а в 1406 г. Пиза была завоевана Флоренцией, и роль главного торгового порта Тосканы перешла к Ливорно. Но благодаря университету город стал культурным и научным центром. Об этом заботились флорентийские герцоги Медичи, под властью которых Пиза находилась до 1784 г.

Во времена Медичей и случился страшный пожар 1595 г., во время которого собор сильно пострадал и были утрачены ценные реликвии. Пришлось полностью переделывать крышу и отливать новые бронзовые двери. Одними из авторов реконструкции были Гаспаро Мола и Рафаэло Паньи. Внутренний интерьер также претерпел существенные изменения в соответствии направлением XVI в. Удалось спасти немногое, но тем не менее очень ценное.

Основные из них:

  • одна из четырех бронзовых дверей с изображением библейских сюжетов работы Боннано Пизано (автор проекта Пизанской башни);
  • центральная мозаика аспида — последняя работа знаменитого в свое время художника Чимабуэ;
  • резная кафедра от мастеров семейства Пизано (отец и сын).

Периодические реставрации послужили причиной переноса части культурных ценностей в Музей собора. На их месте сейчас размещаются достоверные копии.

В наши дни внешний облик и внутреннее убранство главной достопримечательности мы можем видеть с доработками и значительными изменениями от первоисточника, но это не делает его менее привлекательным и красивым. Наоборот, говорит о его богатой истории и насыщенных событиях.

pizanskiy-sobor-2-4777884

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Оригинальная архитектура Пизанского собора в Италии известна на весь мир. На пересечении трехнефной и пятинефной базилик возвышается большой купол яйцевидной формы на стрельчатых арках. В целом здание выглядит массивно и монументально. Его размеры 96 м в длину и 28 м в высоту. По всему периметру в несколько ярусов оно украшено аркадами и колоннами.

Экстерьер

Особое внимание привлекает западный фасад. Здесь и расположен главный вход, оформленный тремя порталами, декорированными мозаикой. По центру — дева Ассунта, по бокам — Святая Репарата и Святой Иоанн Креститель. Входные двери центральных ворот были изготовлены в XVI в. в мастерской Джамболоньи. На них изображены рельефные картины на библейскую тематику.

На верхушке западного фасада возвышается статуя Богородицы с младенцем на руках. Четыре галереи с колоннами венчают скульптуры апостолов: Марка, Луки, Иоанна и Матфея. На втором ярусе галереи можно разглядеть маленькую красную колонну. Есть легенда, что посмотрев на нее, можно избавить себя от измен и предательств любимого человека.

В южном крыле тоже расположен вход, в Средневековье его использовали как центральный. Он находится со стороны колокольни. Именно эта бронзовая дверь с рельефными библейскими сюжетами единственная уцелела после пожара. Сейчас она хранится в музее, а на ее место установлена копия.

Восточный фасад представлен полукруглым выступом с куполом (аспида), примыкающим к основному объему здания. Внутри здесь расположен алтарь. А на самом верху фронтона большая бронзовая статуя мифического существа гиппогрифа. В настоящее время здесь возвышается копия — оригинал, опять же, перенесен в музей ввиду большой ценности. Есть предположение, что в Пизу она попала как военный трофей из одной арабской страны в X-XI вв.

pizanskiy-sobor-7270542

Интерьер

Интерьер собора не менее интересен, чем наружные фасады. Богатое внутреннее убранство поражает и восхищает.

Основное внимание посетителей привлекают:

  • стройный ряд колонн в византийском стиле вдоль центрального нефа;
  • знаменитая кафедра Джовани со скульптурами;
  • живописные фрески и мозаики аспиды за алтарем;
  • позолоченный потолок с гербом Медичей;
  • черно-белые мраморные узоры по всему периметру помещения.

Как и в большинстве католических храмов, здесь расположено несколько гробниц, в которых нашли свое последнее пристанище знатные люди Пизы. Среди них первый архитектор Бускето ди Джовани Джудиче и римский император Генрих VII. А вот могила папы римского Григория VIII не уцелела во время пожара. Также здесь покоятся останки главного покровителя города и всех странствующих — Святого Раниеруса. Хранятся в храме и святые мощи, реликвии, добытые во времена крестовых походов.

Несмотря на обилие колонн, скульптур и настенных росписей, помещение внутри очень светлое и просторное. Интерьер производит сильное впечатление на посетителей и всем своим видом отметает сомнения в существовании Бога.

pizanskiy-sobor-11-1975623

Кафедра Пизано

Отдельно стоит рассмотреть произведение искусства, которое уцелело после страшного пожара и украшает собой интерьер собора. Это кафедра, созданная Джовани и Николло Пизано,— мраморное скульптурное сооружение, датируемое XIII в. Долгое время кафедра находилась в разобранном виде, т. к. во время реставрационных работ для нее не нашлось подходящего места. Лишь в 1926 г. ее заново собрали по частям. Выглядит она, естественно, не в первозданном виде — чертежей проекта не сохранилось, — и при восстановлении были обнаружены лишние детали (хранятся в музеях по всему миру), кроме того были добавлены новые (четыре гранитные колонны).

Благодаря наличию этого элемента собор и стал называться «кафедральным». Такая конструкция служит возвышением, с которого выступает проповедник. Чем красивее и богаче выглядит кафедра, тем больший вес в церковной иерархии имеет священник. По этой причине проекты таких конструкции разрабатывались с особой тщательностью. В настоящее время кафедра Джовани Пизано считается образцом средневековой итальянской скульптуры и имеет почетный статус шедевра.

Трибуна кафедры представляет собой восьмиугольник на девяти колоннах — восемь по кругу, девятая по центру. Часть обрамляющих колонн и одна центральная выполнены в виде человеческих фигур.

Центральная объединяет сразу три фигуры, которые символизируют еретика, грешника и некрещеного. Фигуры по периметру — кардинальные добродетели.

Также искусствоведы выделяют среди них скульптуру Геркулеса. Две колонны установлены на спины каменных львов. На угловых полях восьмиугольника, в верхней его части, изваяны фигуры пророков и евангелистов. Бока украшают скульптурные картины с сюжетами Нового Завета, изображая историю жизни Христа — от Благовещения до Страшного суда. Эти картины выполнены настолько кропотливо, что на рассмотрение всех деталей может уйти не один час.

pizanskiy-sobor-5-8825566

Площадь Чудес

Как упоминалось выше, архитектурный ансамбль самой посещаемой площади города состоит из собора, колокольни, Баптистерия и кладбища. Здесь же на территории соборного комплекса находится и музей с историческими ценностями и произведениями искусства.

Соборный музей

Здание, в котором расположен музей, начинает свою историю в далеком XII в. Изначальным его назначением было размещение резиденции каноников собора. Впоследствии к нему пристраивались дополнительные корпуса, и в результате образовался закрытый внутренний двор.

Вместе с внешним обликом менялись и хозяева здания:

  1. В XVII в. здесь разместилась епархиальная семинария.
  2. В XVIII в. здание перешло в частные руки — его приобрел богатый итальянский коллекционер.
  3. Позднее, в том же столетии, стало временным пристанищем Пизанской Академии Изящных Искусств.
  4. В конце XIX в. помещение заняли монахини.
  5. С 1989 г. распахнул свои двери Соборный музей.

После всех модификаций и перестроек в здании сохранилась часть первоначального строения, в которой можно полюбоваться на расписанный древними фресками свод. Два зала отведено под работы Джовани Пизано и Тино ди Камино. Скульптуры этих мастеров представляют особую ценность.

Зал Сокровищ заполняют средневековые реликвии, сохранившиеся после пожара, коллекции церковных пергаментов и фрески XV-XVII вв. Также здесь хранятся камни, добытые во время Крестового похода на Иерусалим (считается, что с Голгофы). Отшельнические одежды покровителя Пизы Святого Раниеруса в том числе занимают почетное место среди экспонатов музея.

Все эти произведения искусства имеют первостепенную важность. Когда-то они располагались в соборе, Баптистерии или кладбище Кампо Санто. Расположение этих исторических ценностей в музее позволяет обеспечить для них надлежащие и современные условия хранения.

pizanskiy-sobor-10-9825283

Колокольня («Пизанская башня»)

Безусловный символ города, да и всей страны в целом, берет свое начало в 1174 г. И если знаменитый наклон представляет уникальность сооружения, то архитектурный облик и месторасположение составляют его историческую и художественную ценность.

История строительства

«Падать» колокольня начала еще во время строительства. В результате башня стала объектом многочисленных перестроек и долгое время вообще находилась под угрозой сноса. В основном изменения в проекте были связаны с устранением опасного крена.

Первыми архитекторами были Боннано Пизано и Вильгельм фон Инсбрук. Из-за обнаружения дефекта строительство башни приостановили, но в итоге процесс затянулся до 1360 г., и основатели так и не увидели конечный результат.

А первоначальный проект предполагал строение высотой 98 метров в 12 этажей с крышей и балконами.

Повторная попытка завершить объект была предпринята архитектором Джовани ди Симоне. На тот момент наклон составлял 50 см, было возведено три этажа и надстроено еще три позднее. Высота колокольни составила 48 м. Во время строительства предпринимались попытки устранить крен, но они не увенчались успехом. Наоборот, его значение увеличилось до отметки 90 см. Строительство снова остановили.

К 1319 г. достроили седьмой этаж, а в 1360 г. при участии Томассо ди Андреа возвели восьмой, который и разместил колокола. А «падение» к тому времени уже составляло 1,5 м. На этом этапе надстройки этажей закончились, во избежание разрушения пришлось отказаться от последующих четырех ярусов. В итоге высота башни составляет 56 м, в ней 8 этажей и вес 14,5 тонн. Несмотря на свой воздушный и ажурный внешний вид, размеры она имеет солидные.

И тем не менее, попытки остановить «падение» предпринимались неоднократно. В XIX в. английскими учеными были произведены кропотливые замеры, которые с момента последнего измерения (почти триста лет) показали минимальные отклонения. Появилась версия, что за время своего существования башня обрела естественную устойчивость. Но спустя несколько лет процесс расшатывания снова ускорился. Грунтовые воды, глинистый состав грунта и в довесок неглубокий фундамент стали главной (но не окончательной) причиной наклона.

Современные знания и технологии позволяют это делать успешнее, чем несколько столетий назад. В настоящее время работы по консервации, реставрации и укреплению ведутся беспрерывно. Благодаря им угол наклона удалось сократить до 3° (вместо 5°). Долгое время башня была закрыта для туристов, но в 2001 г. этот запрет сняли. Теперь можно подняться на самый верх колокольни, правда, отстояв длинную очередь.

pizanskiy-sobor-14-4213215

Описание

Колокольня представляет собой цилиндрическое сооружение из камня и белого мрамора, которое имеет монолитное основание, обрамленное слепыми аркадами с полуколоннами. Каждая аркада украшена розетками. Поверх основания шесть этажей с открытыми арочными галереями, как на соборе и Баптистерии. Этот мотив объединяет весь ансамбль площади Чудес в единое целое.

Восьмой этаж служит звонницей и по совместительству смотровой площадкой с захватывающими дух видами. Чтобы оказаться на самой вершине, надо преодолеть 294 ступени. Подъем сложный, т. к. дает о себе знать наклон и сужение пролетов к восьмому этажу. Внутри башня полая с металлическими тросами и противовесами для поддержания конструкции.

Примечателен зал Рыбы на первом этаже сооружения. Свое название он получил из-за барельефов морских животных, выбитых на стенах внутри. Зал не имеет потолка, а освещение идет за счет солнечных лучей.

pizanskiy-sobor-6-5310743

Баптистерий

Баптистерий, или крестильная — это отдельно стоящее здание на территории комплекса, предназначенное для совершения обряда крещения. Его постройка датируется 1153 г., которая тоже завершилась не сразу. Как и в случае с Пизанской башней, продлилась до XIV в. Первым автором проекта был Диотисальви, его последователями — Николо Пизано и Селино ди Несе. Эпохальная разница сказалась на архитектуре здания — нижний ярус исполнен в чисто романском стиле, а верхний изящно украшен готическими остроконечными элементами.

Размеры Баптистерия тоже вышли солидные:

  • высота — 55 м;
  • диаметр основания — 39 м;
  • длина окружности — 107 м;
  • диаметр купола — 18 м.

Внутри, как и положено, по центру находится восьмиугольная купель с рельефами и инкрустацией. Создана Гвидо Бигарелли да Комо в 1246 г. Интерьер по периметру заполнен колоннами и выдержан в черно-белых оттенках. Знаменито здание своей потрясающей акустикой. Преображение звука в помещении сравнивают с принципом действия органной трубы.

pizanskiy-sobor-4-2680451

Кампо-Санто

Кладбище расположено в северной части Площади Чудес. Дословный перевод с итальянского означает «святое поле». Такое название место получило из-за зарытой здесь во времена крестовых походов капсулы со священной землей с горы Голгофы. Есть легенда, что похороненные здесь тела превращаются в скелеты за 24 часа.

Существует версия, что изначально здесь планировалось возвести церковь, т. к. прямоугольный периметр крытой галереи больше характерен для храмов, но впоследствии проект изменили. Снаружи здание выглядит непритязательно — глухие стены, оформленные слепыми аркадами. Выделяется только готическая ниша со статуями Богородицы и евангелистов (табернакль) и чешуйчатый купол часовни.

А внутренний двор выглядит нарядно — аккуратный газон и многочисленные огромные окна с ажурными готическими арками. Внутри галереи расположены саркофаги знатных горожан средневековья, стены украшены фресками. Но состояние фресок плачевное — здание сильно пострадало во времена Второй мировой войны.

В капелле Кампо-Санто хранится церковная лампа из собора Успения Святой Девы Марии. Есть предание, что когда-то Галилео Галилей (самый известный уроженец Пизы), наблюдая за ней во время церковной службы, открыл закон колебания маятников.

Для посещения исторического кладбища нужен билет, также следует учесть, что здесь постоянно ведутся реставрационные работы, поэтому доступ к некоторым фрескам или саркофагам может быть ограничен.

pizanskiy-sobor-12-4319701

Современное положение

Площадь чудес в Пизе с храмом, колокольней, Баптистерием и кладбищем представляют собой цикл человеческой жизни от рождения и крещения (Баптистерий) до последнего пристанища (Кампо-Санто). Собор же символизирует христианскую составляющую человека и до сих пор является действующим. Здесь ежедневно проводятся богослужения. Вход на территорию свободный. Режим работы зависит от дня недели и сезона. Более подробно о расписании можно узнать на официальном сайте www.opapisa.it. . Купить билет можно в кассе или заказать заранее через интернет. Это необходимо сделать, если захочется осмотреть каждый объект изнутри.

Советы и рекомендации посетителям

Пиза небольшой городок, и найти его главную достопримечательность очень просто. Буквально все дороги ведут к этому месту.

Если вы приехали в Пизу на поезде, то от железнодорожной станции Pisa Central можно сесть на автобусы №4 и №21. Остановка прямо напротив центрального входа в вокзал. Или пройтись пешком — по времени примерно 25 минут.

Адрес Piazza dei Miracoli 56126 Pisa PI и координаты 43.7232871, 10.3958643 для путешественников на автомобиле.

Правила посещения типичны для подобных туристических объектов:

  • запрещено входить с едой и напитками;
  • дети до 8-ми лет не могут подниматься на башню;
  • дети с 8-ми до 12-ти лет только в сопровождении и под присмотром взрослых;
  • на площади запрещено находиться с 23:00 до 7:00;
  • запрещаются сумки любых размеров: они сдаются в камеру хранения;
  • с собой только камера и фотоаппарат;
  • во время церковных служб туристам вход запрещен.

pizanskiy-sobor-2716496

Видео о соборе и Площади чудес

Более детально изучить внутреннее убранство собора можно с помощью видеоролика.

И небольшое обзорное видео внешнего облика объектов на Площади чудес.