Митрополит Антоний Сурожский: жизнь, миссионерская деятельность и труды

Митрополит Антоний Сурожский по праву считается одной из самых знаковых духовных фигур православия XX века. Будучи прекрасно образованным, он, благодаря своей живой, искренней вере и неподдельному человеколюбию, умел достучаться до сердца простого слушателя.

Его миссионерские труды получили широкое распространение не только в России, но и за рубежом. А способность владыки говорить о самом главном для человека, рассказывать о Христе, не углубляясь в сложные богословские термины, стала отличительной чертой его проповедей.

antoniy-surozhskiy-12-4186693

Митрополит Антоний Сурожский, биография которого представлена ниже — не просто значимая историческая личность православного мира. Это целая эпоха для многих, источник знаний о Христе и вере в условиях длительного информационного голода. Это пример безмерной любви к людям, взращиваемой непрестанным служением каждому, кто встречался на его тернистом и трудном жизненном пути.

Семья и детство митрополита Антония

Владыка Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) происходил из семьи сотрудника российской дипломатической миссии. Его отец — Борис Эдуардович Блум — имел шотландские корни, а мать — Ксения Николаевна Скрябина — была сестрой известного русского композитора Александра Скрябина.

Родился Андрей Блум 6 (19) июня 1914 года в швейцарской Лозанне, где семья пробыла еще несколько месяцев после его появления на свет. В течение почти двух лет они прожили в Москве, до тех пор, пока отец не получил назначение в Персию, где и прошло детство Андрея. Воспитанием мальчика в основном занимались мать и бабушка по материнской линии, хотя некоторое время при нем находилась русская няня.

antoniy-surozhskiy-11-9663680

Скитания

С началом революции в России для семьи Блум наступили особенно тяжелые времена. В то время, как отец вынужден был оставаться в Персии, мать и бабушка пытались вывезти мальчика из страны. Начался период постоянных изнуряющих переездов. Ища приют, они несколько лет скитались по Европе и лишь в 1923 году осели во Франции.

Франция отнюдь не была радушна, и встретила эмигрантов новыми трудностями и безработицей. Ксении Николаевне, однако, удалось найти работу благодаря знанию иностранных языков и навыкам стенографистки.

Школьные годы

Андрея отдали в школу. Это была не просто общеобразовательное учебное заведение, это была настоящая школа жизни, терпения и мужества. Находилась она на окраине Парижа, в той ее части, куда после захода солнца не решались заглядывать даже полицейские.

Издевательства и побои, наносимые старшими учениками, делали жизнь там еще более невыносимой.

Воспоминания об этом месте были настолько тяжелы для митрополита Антония, что уже в зрелом возрасте, когда, проезжая на метро, он услышал название той станции, где раньше находилась его школа, владыка упал в обморок.

В таких сложных условиях приходилось расти и выживать маленькому Андрею. И хотя жизнь семьи проходила вдали от России, нежное и трепетное чувство к Родине сохранилось в матери и бабушке мальчика и, безусловно, передалось и ему самому.

antoniy-surozhskiy-6-6174984

Обретение веры

Долгое время будущий митрополит был глубоко равнодушен к вере. Однако произошедшая однажды встреча юного Андрея с католиками полностью изменила его мировоззрение. Случилось это тогда, когда мать, стесненная в средствах, привела юношу к ним на «смотрины» с целью получения стипендии, объявленной для русских детей.

Андрей с успехом прошел собеседование и мог быть облагодетельствован, если бы не жесткое требование принять католичество.

Такой подход серьезно возмутил мальчика, и он выразил свой отказ с особой, недетской твердостью. Встреча оставила после себя неизгладимое впечатление и привела к непринятию Церкви в целом.

Вторым поворотом духовного пути стала беседа четырнадцатилетнего Андрея с проповедником — отцом Сергием Булгаковым.

Слова, произнесенные тогда священником, затронули тонкие душевные струны юноши, однако и вызвали в нем бурю негодования и протеста. Придя домой, он попросил у матери Евангелие, чтобы самому удостовериться в своей правоте, но внимательное и вдумчивое чтение Священного Писания произвели на Андрея абсолютно противоположное действие. Новый день он встречал уже верующим человеком, столкнувшимся лицом к лицу со Христом. Это событие определило всю последующую жизнь Андрея.

С 1931 года юноша начинает пономарить на Трехсвятительском подворье Парижа, принадлежащем Православной Церкви Московского Патриархата.

antoniy-surozhskiy-8-7824268

Постриг и врачебная деятельность

После окончания школы, Андрей поступает в Сорбонну на естественный, а затем на медицинский факультет, который и оканчивает к 1939 году. Избрав своей профессией специальность хирурга, юноша, однако, не перестает мечтать о монашеском призвании и в преддверии отправки его на фронт произносит иноческие обеты перед своим духовным отцом. Но из-за недостатка времени постриг будущий архиерей примет позже, лишь в 1943 году, получив при этом имя Антоний.

Молодой человек прошел всю войну, исполняя обязанности полевого хирурга, оперируя и спасая раненых. Он врачевал подопечных не только с помощью скальпеля, но и своей искренней любовью, заботой и участием. Сталкиваясь со многими врачами за годы военной службы, Антоний видел порой их крайнее очерствение и огрубение, вызванное ужасами войны. Но сам он оставался человеколюбивым и милосердным как во время военных действий, так и до самой своей кончины.

antoniy-surozhskiy-7-1037687

Церковная служба

Еще одна значимая встреча происходит в жизни молодого монаха на православно-англиканском съезде. На этот раз архимандрит Лев (Жилле) оказывает непосредственное влияние на судьбу Антония, высказывая в личном разговоре мнение о необходимости принятия молодым человеком священнического сана и оставлении профессии врача.

В 1948 году Антония рукополагают в сан иеродиакона, а в скором времени и в иеромонаха, после чего он принимает духовное руководство над членами Православно-Англиканского Содружества.

С этого момента отец Антоний стремительно приближается к главному служению своей жизни. В 1950 году его назначают настоятелем храма в Лондоне, а в 1953 посвящают в сан игумена. Еще через три года он становится архимандритом и чуть позже — настоятелем храма Успения Божией Матери и всех Святых в Лондоне. Уже в 1957 получает сан епископа, а в 1962 — архиепископа.

Вскоре в Британии утверждается Сурожская епархия, которая становится первой архиепископской кафедрой владыки Антония. А с 1966 по 1974 год, возведенный уже в сан митрополита, он исполняет обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе.

Все это время архиерей ведет активную проповедническую деятельность, пишет статьи, читает лекции. Чуть позже он выступает на радио и телевидении, и эти выступления транслируются в России и становятся духовным маяком для тысяч российских граждан, имеющих ограниченный в то время доступ к любой духовной и богословской литературе.

В 1983 году за пастырские, богословские и миссионерские труды митрополиту была присуждена степень доктора богословия.

antoniy-surozhskiy-3-6440459

Последние месяцы жизни

Последний год управления епархией выдался для владыки особенно тяжелым, положение усугубилось перенесенной в начале 2003 года хирургической операцией. Ослабленный болезнью, митрополит Сурожский вынужден был подать прошение об уходе на покой, которое было удовлетворено Священным Синодом РПЦ 30 июля 2003 года, всего за 5 дней до смерти владыки. В последнее время больной не мог уже говорить и общался при помощи жестов, поэтому сотрудники Лондонского хосписа пускали к умирающему лишь немногих.

Скончался митрополит Антоний 4 августа 2003 года, а 13 числа в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении других иерархов церкви совершил над ним чин отпевания. Так, со смертью этого выдающегося человека закончилась целая эпоха в истории Русской Православной Церкви.

antoniy-surozhskiy-4911743

Книги, беседы и проповеди

Впервые книги митрополита Сурожского Антония появились на английском языке в 1960-х годах. Стоит отметить, что книги эти в основной своей массе не являются непосредственно плодом его писательского труда. Это лишь переработанные записи проповедей и бесед владыки, произнесенных им в разных местах для разной аудитории. Когда митрополита однажды попросили подписать свежее издание, он удивленно воскликнул: «Представляете, я даже не знаю, о чем эта книга!».

В России труды владыки Антония появились позднее, когда по радио BBC начали звучать его проповеди и беседы. Магнитофонные записи его выступлений и сборники, составленные по ним, издавались самиздатом и бережно передавались из рук в руки.

Основной чертой всех трудов владыки Антония является то, что каждое его слово находит отклик в душах слушателей. Происходит это по той причине, что все сказанное им представляет собой личный духовный опыт, сокровенные переживания и открытия автора.

Сегодня его труды широко известны во всем мире:

  1. Одним из самых читаемых трудов владыки является книга «Человек перед Богом», которая представляет собой сборник проповедей, произнесенных с 1969 по 1991 год. Все беседы объединены одной общей темой: внутренняя жизнь человека, определяющая его отношения с Богом. Произведение адресовано не только верующим, оно обращено ко всем, к каждому человеку лично. Владыка напоминает, что вера не есть нечто отдельное, оторванное от повседневной жизни — напротив, вера пронизывает все сферы и прочно вплетается в существование любого из нас.
  2. Еще одним замечательным трудом является книга «Воскресные проповеди», которая включает в себя цикл бесед на воскресные евангельские чтения, охватывающие весь годичный богослужебный круг. Слова, никогда не произносимые митрополитом по бумажке, затрагивают тут важные богословские, нравственные и просто бытийные моменты жизни людей.
  3. Сборники трудов: «Быть христианином», «Может ли верить и молиться современный человек», «О слышании и делании», «О встрече», «Ступени», «Жизнь. Болезнь. Смерть», «Беседы о вере и Церкви», «Пути христианской жизни». Все эти произведения призваны не просто рассказать читателю о вере. Их основная задача — раскрыть значимость и глубину духовной жизни, познакомить людей с Богом, научить усердному труду над собой и искренней, бескорыстной любви к ближнему.
  4. Такие книги, как «Пробуждение к новой жизни», «Бог. Да или нет?», «Уверенность в вещах невидимых» и ряд других, открывают перед читателем глубокий и до конца не постижимый мир веры, служат маяком на тернистом пути духовного возрастания.

antoniy-surozhskiy-5-4316445

Афоризмы и цитаты

Антоний Сурожский был тем человеком, который обладал даром произносить слова, способные коснуться души того, к кому были обращены. Более того, они до сих пор оставляют неизгладимый след в сердцах людей, заставляют задуматься, взглянуть на себя с новой стороны и, в конечном итоге, переменить жизнь. Каждое его слово наполнено глубочайшей искренней верой и особой мудростью, основанной на любви к Творцу и Его творению.

«Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова почти ничего не передают. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределами всякого словесного выражения».

«Может быть, молчание Бога – это всего лишь трагический аспект нашей собственной глухоты?»

«Духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена».

Несмотря на то, что прошло уже более 15 лет со дня кончины этого великого проповедника, его проповеди все так же актуальны для нас потому, что несут в себе не только нравственные идеалы, но и неподдельную любовь к человеку.

antoniy-surozhskiy-10-2268998

Видео

В видео можно послушать размышления митрополита Орховскоого и Болховского Антония о браке и семье.