Грех, изменивший историю человечества: первородный грех Адама и Евы

Согласно библейскому учению, человек не был создан смертным, болезненным, склонным ко греху. Негативные качества появились в нем тогда, когда он преступил заповедь Бога и захотел сам стать как Бог. Он не смог выдержать искушение и нарушил единственную запретительную заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла.

Это преступление божественной заповеди первыми людьми носит название первородного греха. Он является одним из сложнейших богословских вопросов, полемика вокруг которого ведется и по сей день между разными религиями, конфессиями и даже в самих конфессиях. И, действительно, возникает множество вопросов: зачем Бог создал людей, если знал что они согрешат? Каким образом первородный грех дается по наследству всему человечеству? Каковы его последствия? И т.п.

Что такое первородный грех

Человек был поставлен хозяином земли (хотя находился он только в Эдемском саду). Ему были даны заповеди: возделывать землю, нарекать имена животным, размножаться. Только одна заповедь была запретительной — не вкушать плоды от древа познания добра и зла, так как это приведет его к смерти. Но первые люди пренебрегли этим запретом, что и привело их к смерти духовной, изгнанием из Эдема и отдалению от Творца. Тело стало смертным и подверженным страстям, грехам, последствие которых являются болезни.

Происхождение понятия

Термин «первородный (прародительский) грех» присущ только христианству. В других авраамических религиях он не используется. Данный термин предложен блаженным Августином в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану». После того, как данный термин был использован Патриархом Иосифом в «малом катехизисе» 1649 года, он закрепился в православном богословии.

Значение термина

Наименование «первородный», или «прародительский» означает содеянный первыми людьми, Адамом и Евой , другими словами это первый грех человека.

Грех — это нарушение божественного закона или его неисполнение. Также грехом является нарушение естественных нравственных законов, причинение зла другим или самому себе. Он противоестественен человеческому естеству, поэтому его совершение вредит самому совершающему.

В богословии данный термин используется в двух значениях:

  1. Как нарушение заповеди данной в Эдеме.
  2. Как следствие этого нарушения, которое выражается в поврежденном грехом человеческом естестве.

pervorodnyy-grex-1-7825586

История первого греха человека

История создания первых людей и их нарушения божественного закона содержатся во второй и третьей главах книги Бытия. Часто возникают споры, связанные с тем, что рассказ о сотворении человека содержится и в первой главе, и он, будто бы, противоречит рассказу из второй. Но это не так. Первая глава обобщает это событие, а вторая раскрывает его. В дальнейшем описании сотворения первых людей будем придерживаться текста из обоих глав.

Создание Адама и Евы

После того, как Бог создал космос, землю и все на ней, Он создал человека по образу и подобию Своему. И создал его из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал он душою живою. И насадил рай в Эдеме, и поместил его туда.

Тут надо отметить три момента:

  1. Бог сказал, что создаст человека по Своему образу и подобию, но далее описывается, что Он создал его только по образу Своему. В богословии данный момент объясняется тем, что человек должен достичь подобия Творца путем своего духовного совершенствования.
  2. Рай был на земле.
  3. Адам был создан из праха земного, но вне рая.

Далее описывается, что Адаму было повелено дать имена всем живим существам. Но тот не находил себе подобного существа. Погрузив его в крепкий сон, Господь создал из ребра мужчины женщину. Она была названа женою, потому что взята от мужа. По-русски эта фраза может звучать нелогично, но в еврейском языке это разумно, так как муж — это «иш», а жена — «иша».

В этом описании есть интереснейший момент: Адам говорит, что оставит отца и мать и прилепится к жене. Но у него не было физических родителей. Он не мог знать про них. Толкователи объясняют это тем, что, возможно, эти слова принадлежат Моисею (автор книги «Бытие») или же самому Богу, но представлены в контексте речи Адама. Другие предполагают, что у него были пророческие способности.

pervorodnyy-grex-2729531

Искушение в Эдемском саду

Жена первая поддалась искушению. Искуситель в виде змея обманул ее, сказав, что если вкусят от древа познания добра и зла, они не умрут, но будут как боги знать добро и зло. Она вкусила и также дала своему мужу, и он тоже ел. Первое последствие было то, что они постыдились своей наготы, которую до этого и не замечали.

Они действительно познали зло, но не в смысле познания какой-нибудь тайны, а в смысле того, что они сотворили зло.

Идея змея как олицетворение зла присуща Библии: в мифологии он обычно являлся символом плодородия, домашнего очага и т.д.

Грехопадение

Хотя прародители и нарушили заповедь, у них была возможность покаяться. Эту возможность им дал сам Бог, когда спросил, не ели ли они от запрещенного дерева. Конечно, Он знал, что они ели, но хотел, чтобы они покаялись. Если бы они это сделали, возможно, грехопадения как такового не было, потому что грехопадение — это не только совершение греха, но и погружение в него и подвластность ему.

Но вместо покаяния Адам свалил вину на жену и на Господа, сказав:

«Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

Жена, в свою очередь, сказала, что змей виноват.

pervorodnyy-grex-1-5669617

Изгнание из Рая

Перед изгнанием Бог предупредил первых людей о последствиях, касающихся женской и мужской участи и дальнейшей борьбе добра со злом на протяжении всей истории.

Участь змея следующая:

«Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей».

Для людей стали следующие последствия:

  1. Добыча пропитания станет сложной.
  2. Усложнится работа. Мужчина будет работать в поте лица.
  3. Человек вернется в землю, откуда взят, т.е. станет смертным.
  4. Женщина будет рожать в болезни и будет подвластна мужу.

Тогда Адам дал жене имя Ева, что означает «дающая жизнь».

После этих событий люди были изгнаны из Эдема и отправлены возделывать землю, из которой взяты.

pervorodnyy-grex-7838475

Толкование события

Данное событие, ввиду того, что оно записано намного позже и в описании автор использовал литературные приемы, характерные своему времени, является крайне сложным для правильного истолкования. Попробуем далее выяснить, как в основных христианских конфессиях интерпретируется тема первородного греха.

В православии

Святоотеческое учение о прародительском грехе разнообразно. Не во всех аспектах сходятся мнения Святых Отцов . Но для правильного понимания события надо учитывать временной контекст, мотив написания, кому текст был предназначен и др.

Свт. Кирилл Александрийский, рассуждая на данную тему, задавался вопросом о смысле создания людей, которые все равно согрешат. Вывод был в том, что люди должны «соделаться причастниками славы Зиждителя». Другими словами, если люди не существовали, они бы не могли насладится божественной славой. А смерть после падения была дана для того, чтобы остановить размножение греха, который мешает соприкосновению этой славы.

Свят. Василий Великий писал, что зло не было сотворено Богом, а является отступлением от Него. И искуситель не был Им сотворен злым, но тот отпал от Него.

То, что после грехопадения нагота вызывала стыд, блж. Августин объясняет тем, что в человеке нарушилась иерархия, и тело стало преобладать над душой, что и привело к заострению внимания, в первую очередь, на физические качества.

Если обобщить, то можно сказать так: человек был сотворен свободным и имел право на выбор. Он отступил от Творца, нарушив Его заповедь, и, тем самым, подверг себя злу. Для того, чтобы вернуться в радость божественной славы, он должен праведно прожить жизнь и доказать, что достоин этого. А болезни и смерть не наказание, а средство для прекращения развития греха.

pervorodnyy-grex-4-1446273

В католицизме

Если сравнивать католическое учение с православным, то расхождения довольно серьезные. Католическое богословие учит, что у людей до грехопадения были особые сверхъестественные качества, а человеческая сущность была та же, что и после изгнания из Рая. Природа людей после греха не претерпела изменений, но потеряла «сверхъестественные дары» и «первозданную святость и праведность».

Также в католицизме поддерживается учение блж. Августина, которое не принимается православием. Это учение о том, что вина Адама и Евы лежит на плечах всех людей.

В протестантизме

В отличие от католиков, протестанты учат, что до грехопадения у человеческой сущности не было сверхъестественных даров, она сама была склонна к святости. Но после изгнания из Рая люди потеряли способность творить добро.

Современные протестанты допускают, что у человеческой души все-таки есть свободная воля к творению добра, но она отражается лишь в «гражданской» праведности, т.е. во внешних добрых делах.

pervorodnyy-grex-5-3018344

Последствия первого греха

Первородный грех, с точки зрения православия, исказил в человеке его сущность, сделал его склонным ко злу. Творение отдалилось от своего Творца. Именно эти последствия исказили человеческую природу. Они присутствуют в каждом (кроме Христа).

Но это не значит, что потомки прародителей виноваты в их грехе и отвечают за него. Последствия проявляются в склонности и возможности творить зло.

Как спастись от последствий

Иисус Христос своей жертвой примирил человека с Отцом Небесным и дал ему возможность вернутся к Нему. Он освятил Таинство Крещения, через которое верующий рождается для новой жизни. А главное, Он дал возможность христианам причащаться Им и соединяться с Богом.

Видео

Лекция о. Андрея Кураева, посвященная грехопадению.